Наталья Назарова
Конспект НОД в подготовительной группе «А. Г. Николаев — покоритель космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи: знакомить детей с людьми, прославившими родной край – с космонавтом Чувашии А. Г. Николаевым; дать понятие о Солнечной системе, познакомить детей с тем, как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха; закрепить представление о том, чем необходимо оснастить космический корабль для жизнедеятельности космонавтов; уточнить представления о составляющих космоса: Солнце, звёздах, планетах.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „А, Г, Николаев — покоритель космоса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать интерес к экспериментированию, способности размышлять, рассуждать, выражать своё мнение.
Обогащение словаря: Солнечная система, планеты (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран, Нептун, невесомость.
Активизация словаря: космический корабль, космонавт, скафандр, Солнце, звёздное небо.
Изобразительные задачи: самостоятельно рисовать звёздное небо, закрепить приём рисования набрызгом.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство гордости за своих земляков.
Материал: портрет А. Г. Николаева, карта-схема Солнечной системы, наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Инструменты», «Приборы и механизмы», «волшебная палочка», лампа или свеча, 2 термометра, фланелеграф.
Для строительства корабля: крупный строительный материал, стулья и т. д.
Для рисования: тонированная бумага (чёрная, фиолетовая, акварельные краски, зубные щётки, расчёски, баночки с водой.
Литература:
1. «Программа воспитания ребёнка-дошкольника». Чебоксарское книжное издательство. Чебоксары 1995 г.
2. «Первопроходцы космоса – Андриян Николаев. В. А. Иванова. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1989 г.
3. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». О. А, Скоролупова. «Скрипторий 2000». Москва, 2003 г.
4. «Неизведанное рядом». О. В. Дыбина. «ТЦ Сфера», Москва, 2001 г.
Ход НОД:
Если ночью, в безоблачную погоду, выйти на улицу и поднять глаза вверх, можно увидеть небосвод, усеянный мириадами звёзд. Кого не влечёт с самых малых лет к себе этот звёздный мир! Какой мальчишка не мечтает стать космонавтом и подняться к звёздам!
Мечтал об этом и будущий космонавт Чувашии Андриян Григорьевич Николаев (показ портрета). Родился и провёл своё детство Андриян в ныне знаменитом чувашском селении Шоршелы.
В детстве Андрияна не было ничего такого, чтобы отличало его от других ребят, его сверстников. Любил Андриян животных, деревья, цветы и травы. Был любознательным, всё его интересовало: и самолёты, и гром, и звёзды. С малых лет помогал родителям: и дров наколет, и воды принесёт, и печь растопит. И учился хорошо, старательно. От своей первой учительницы Клавдии Ивановны впервые услышал, что такое звёзды. А уже в 5-7 классах его «космические познания» обогатил преподаватель физики Иван Михайлович Романов.
Вторым родным местечком для Андрияна стал город на Волге, что в 15 км от Шоршел – Марииинский Посад. Здесь после окончания школы, в лесотехническом техникуме, и учился Андриян Николаев. Учился он здесь 3 года, трудные это были годы. Ведь шла война. Но учёбу он не бросил. И стал специалистом по лесному делу.
По окончании техникума Андриян распрощался с Мариинским Посадом, родной Чувашией и выехал на работу в далёкую Карелию.
Весной 1950 года Андрияна призвали в армию. После медицинской комиссии ему предложили пойти в авиацию. И он стал курсантом военной авиационной школы. Летал Андриян на самолёте Ту-2, затем осваивал новую технику МиГ-17. Был зачислен в отряд подготовки космонавтов.
И вот вслед за Ю. Гагариным и Г. Титовым, настал «звёздный час» Андрияна Николаева. 11 августа 1962 г. он стартовал на космическом корабле «Восток-3». А на другой день был запущен на орбиту корабль «Восток-4», который пилотировал его друг Павел Попович. Четверо суток пробыли в космосе «небесные братья». И вернулись на землю героями. Через 7 лет Николаев снова в космосе на борту корабля «Союз-9». Уже 18 суток жил и работал экипаж в космосе. За этот подвиг Родина наградила Андрияна Николаева второй Золотой Звездой Героя.
И вот сегодня наш земляк, наш чувашский космонавт Андриян Григорьевич приглашает нас в космическое путешествие.
Для этого нам надо построить космический корабль.
-Что должно быть в космической ракете, чтобы космонавтам было удобно работать и отдыхать? (Аппаратная, кухня, спальня, душ).
-Ещё нужно оснастить ракету всем необходимым. В этом вам помогут картинки, разложенные на столе, отберите нужные, выложите их на фланелеграф.
-Как вы думаете, что это может быть (компьютер, техника, лекарства, продукты, спец. одежда и обувь).
-А теперь можно приступить и к строительству космического корабля. (идёт строительство).
-Всё необходимое для полёта готово. А теперь наденем специальные костюмы для космонавтов – скафандры, сядем в ракету и отправимся в полёт.
Давайте присядем, оглядимся и попробуем рассказать о том, что можно делать в космическом корабле с помощью игры “Волшебная палочка”. Палочка идёт по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит о том, что можно делать в космической ракете. Запомните, важно, чтобы слова не повторялись, иначе “волшебная палочка” остановится, не перейдёт к другому игроку.
Итак, мы можем наблюдать за приборами (устранять неполадки, управлять кораблём, читать, смотреть в иллюминатор, есть, спать, принимать душ, делать физкультурные упражнения).
Мы узнали, что внутри космического корабля люди могут двигаться. А как двигаются?
Дети: Медленно, плавно, неуклюже, будто летают.
- Потому что в космическом корабле невесомость. И в состоянии невесомости, чтобы сохранить хорошую физическую форму, мы с вами выполним разные упражнения.
(Физкультурная пауза проводится подобно игре “Придумай движение и повтори” – имитируя движения космонавтов в невесомости).
- А теперь мы пойдём к иллюминатору. Что можно увидеть через него?
Дети: Нашу планету
- Какой она кажется из космоса?
Дети: Маленькой, круглой, голубой, потому что на ней много воды.
- Что мы еще видим?
Дети: Звёзды, пролетающие кометы.
- Ещё что?
Дети: Солнце.
- Какое оно?
Дети: Яркое, сияющее, слепящее глаза.
- А вы знаете, что все планеты и наша Земля навеки связаны с Солнцем. Все они дружная семья. Солнце – глава семьи, а планеты вращаются вокруг него. Одни из них ближе к Солнцу, другие – дальше от него. И температура на каждой планете своя. Как вы думаете, на каких планетах будет теплее – на тех, что ближе к Солнцу, или дальше от него?
Дети: На планетах, которые ближе.
- Хотите проверить?
Дети: Да.
(Проводится эксперимент: - Представьте, что лампа – Солнце. Она зажигается, помещают 2 термометра на r=10см, r=40-50см. Определяется, где температура выше. Делается вывод: чем дальше лампа, тем меньше тепла попадает на другой термометр, а чем ближе к лампе, тем теплее).
- Значит на всех планетах разная погода. На одних – жара, на других – холод. Посмотрим же на модель Солнечной системы: ближе к Солнцу находятся Меркурий, Венера, Земля, Марс; дальше – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Вот видите, оказывается на планетах, которые находятся близко к Солнцу, очень жарко – жить там невозможно, на планетах, которые далеко от солнца, очень холодно – жить тоже нельзя. А где-то посередине должно быть в самый раз.
И вот оказывается, что в самый раз только на планете Земля.
Вот мы и совершили полёт вокруг Земного шара и нам пора возвращаться. А на память о нашем путешествии, мы нарисуем звёздное небо (занятие заканчивается рисованием звёзд на тонированной бумаге приемом набрызга).