Светлана Костюченко
Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «А как ноченька настала-сразу солнышка не стало»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать интерес к получению первоначальных знаний в области астрономии.
Задачи:
- Познавательные :
• Сформировать представление детей о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
• Уточнить знания о сменяемости сезонов года.
• Активизировать словарь за счё т слов: солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, орбита, глобус, свет, тень и др.
- Развивающие :
Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Познавательное развитие“ „А как ноченька настала-сразу солнышка не стало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Развивать зрительное и слуховое внимание, образное мышление.
• Развивать представления детей о Солнце, полученные в ходе собственных наблюдений.
- Воспитательные:
• Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе и коммуникабельность.
Используемые технологии:
• ИКТ- технология
• Логоритмика
• Социоигровая технология
• Технология музыкального воздействия
• Исследовательская технология
Интеграция образовательных областей :
• Социально- коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно- эстетическое развитие
• Физическое развитие
Предварительная работа:
• Беседы и рассматривание детских книг, посвящённых астрономии.
Оборудование:
• Аудиотехника с записью космической музыки.
• Ноутбук
• экран
• Глобус, настольная лампа, картонный «человечек».
• Карточки- пазлы со словами: солнце, земля, утро, день, вечер, ночь.
Ход нод:
1часть
Звучит приятная музыка «Шёпот звёзд», педагог показывает слайды - движение Солнца по небосводу.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите как красиво! Солнце освещает и обогревает нашу Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается всё ниже. Небо темнеет, появляются звёзды - наступает ночь. И вы, наверное, не раз ложась спать, задумывались, где ночует Солнце? -Куда оно прячется на ночь (Ответы детей.)
Представьте, что мы на космическом корабле – давайте отправимся в путешествие для того, чтобы разгадать эту тайну. Возьмите в руки воображаемые штурвалы – мы взлетаем.
(воспитатель демонстрирует изображения разных планет)
Воспитатель:
Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего космического корабля? (ответы детей.) – Да, мы видим Солнечную систему.
В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Какие планеты вы видите? Названия каких планет вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте проверим! А теперь все вместе прочитаем стихотворение:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их восемь, а какая по счёту планета Земля? (ответы детей)– Правильно, третья. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает как называется эта дорожка? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, орбита. У нашей голубой планеты есть тоже своя орбита, а ещё Земля безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один, то другой бок.
- На той стороне, которую Солнце освещает- день, а на противоположной - ночь. Наша планета Земля всё время в движении, а мы этого не замечаем. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель:
Вспомните, когда мы едем на поезде, нам кажется, что то, что находится за окном : дома, люди, лес двигаются, а на самом деле это мы двигаемся. – Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель:
Так и Земля вращается вокруг своей оси, причём делает это бесшумно и медленно за сутки она делает один оборот вокруг своей оси.
А людям кажется, что планета стоит на месте, а по небу движется Солнце : каждое утро восходит, поднимается на небосвод, а вечером опускается за горизонт.
Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Сейчас у нас зима, потому что Россия, «отвернулась» от Солнца. Зато в другом месте – лето. Где? (В Австралии, Южной Америке.) А потом она повернётся к Солнцу, и у нас сначала наступит весна, а потом лето.
Разминка:
Воспитатель:
Как капитан нашего космического корабля даю вам ответственное задание – вспомнить, какие части суток есть на нашей планете Земля - собрать карточки – пазлы со словами: «утро», «день», «вечер», «ночь».(дети делятся на две команды и выполняют задание)
- Молодцы!
2 часть.
Воспитатель:
А сейчас,с помощью эксперимента, разберёмся, как день и ночь сменяют друг друга,. Возьмём настольную лампу - это будет Солнце. А глобус- это наша планета Земля, а вот этого «человечка» поместим на место Санкт- Петербурга. Начинаем вращать глобус. Итак, сейчас Россия освещена - у нас день, посмотрите. - А где темно, где люди ложатся спать? (в Америке.) Глобус поворачивается - Россия скрывается в тени, наступила ночь.
- Так, где же ночует Солнце? (ответы детей)
Кто, ребята, хочет показать ещё раз как меняются ночь и день на планете Земля. (желающие демонстрируют эксперимент ещё раз)
Воспитатель:
Экипаж космического корабля может отправляться на Землю с выполненным заданием. (звучит музыка «Шёпот звёзд») - Ну что же, поздравляю вас с благополучным приземлением!
- Кто может рассказать, что же мы сегодня узнали? (ответы детей.)
Хочу завершить наше путешествие стихотворением Юлии Камышевой:
Отодвину неба край,
Крикну Солнышку : «Вставай!»
И покатится с Востока
Солнца красный каравай.
Озарятся светом вдруг:
Море, суша, враг и друг,
Всех теплом одарит Солнце –
Обогреет всех вокруг.
Соберу его лучи –
Будут мне светить в ночи.
Я волшебница, ребята!
Но, об этом, - тсс! Молчи!