Луцкевич Варвара Юрьевна
Конспект НОД в области речевого развития в подготовительной группе «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : речевое развитие.
Цель: пересказ рассказа «Золотой луг» посредством чтения и беседы по произведению.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей пересказывать произведение от третьего лица.
2. Активизировать умственную и речевую деятельность детей.
3. Продолжать обогащать словарный запас детей.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД в области речевого развития в подготовительной группе „Золотой луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Продолжать развивать умение четко и последовательно отвечать на вопросы.
3. Развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению.
2. Воспитывать умение слушать другого и не перебивать.
3. Воспитывать интерес к природе.
Предварительная работа: подбор загадки, подбор иллюстративно материала, отработка выразительного чтения, рисование «Одуванчики на полянке», беседа «Полевые цветы».
Методы и приемы:
- словесные (беседа, чтение рассказа, вопросы к детям, словарная работа, пересказ, объяснение);
- наглядные (показ иллюстраций);
- практические (физкультминутка);
- игровые (словесная игра «Подбери признак»).
Словарная работа: промысел, удить рыбу, фукнуть.
Материалы и оборудование: иллюстрации (одуванчики, поле одуванчиков, зеленое поле, мальчик с удочкой, мальчики с одуванчиками, поле вечером, поле утром, текст произведения.
Ход занятия:
1. Вводная часть
1.1. Организационно-мотивационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места за столы. Теперь посмотрите на других ребят и подарите хорошее настроение, улыбнитесь! Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, весенняя)
Да, вы правы, погода сегодня солнечная. В честь этого сегодня мы будем с вами читать интересное, солнечное произведение Михаила Пришвина, а о чем оно будет, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Глазок золотой на солнце глядит,
Как солнце нахмурится — тот
глазок прищурится. (Это одуванчик)
Да, сегодня мы с вами будем говорить об одуванчиках. Смотрите, какие красивые одуванчики к нам попали в группу из необычного места, с золотого луга. Как вы думаете, можно одуванчики сравнить с солнцем? Почему их можно сравнить? (Можно, потому что у них желтые круглые цветы, похожие на солнце.)
А одуванчики любят солнце? (Любят).
Расскажите мне, где они растут? (На полянах, лугах, в садах, у дорог.)
Да, а как вы думаете, почему мы одуванчики встречаем чаще на лугах и полях, а не в густых лесах? (На полянах, лугах, в садах, у дорог.)
Мы с вами сегодня прочитаем рассказ «Золотой луг» Михаила Пришвина и посмотрим, что же за луг такой - золотой.
2. Основная часть
2.1. Ознакомление с материалом
Давайте вспомним, как нужно вести себя, когда слушаем произведение?
Молодцы, все правильно помните. В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Сейчас я вам про них расскажу, а вы слушайте внимательно и запоминайте.
Промысел – какое-либо занятие, за счет которого живет человек.
Удить рыбу – ловить рыбу удочкой.
Фукнуть – дунуть, подуть, сдуть что-либо.
Давайте вместе повторим слова: «промысел», «удить рыбу», «фукнуть».
Теперь слушайте внимательно, я буду читать вам рассказ.
(Чтение рассказа) Воспитатель читает рассказ. Чтение сопровождается демонстрацией картинок главных героев и природы.
Вот мы с вами послушали рассказ, о ком он был?
Какая забава была у мальчиков с одуванчиками?
Где жили братья?
Какое открытие сделал главный герой?
Чем занимался наш главный герой рано утром? Что он заметил?
А каким луг был в полдень, когда мальчик возвращался домой? А вечером?
С чем тогда главный герой сравнил луг одуванчиков?
Почему братьям понравились одуванчики?
Скажите мне, почему это произведение – рассказ, а не сказка?
Помните ли вы, как звали автора рассказа?
Почему он называется «Золотой луг»?
Можем ли мы назвать главного героя наблюдательным?
Ребята, вы большие молодцы, ответили на все мои вопросы, мы с вами долго сидели, я предлагаю вам встать со своих мест и немного подвигаться.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (руки вверх)
Стебель тоненький, как пальчик. (опускаем руки и показываем пальчики)
Если ветер быстрый-быстрый (повороты в стороны)
На поляну налетит, (наклоны с поднятыми руками)
Все вокруг зашелестит. (поворот вокруг себя)
Одуванчика тычинки (вытягиваем руки перед собой)
Разлетятся хороводом (подъем ног, согнутых в колене)
И сольются с небосводом. (приседают и поднимают руки вверх)
Молодцы, садитесь обратно на стульчики. А мы с вами наблюдательные? Любуемся окружающим миром?
Тогда сыграем с вами в игру «Подбери признак». Я буду называть вам различные предметы или явления, а вам нужно будет назвать как можно больше признаков и характеристик. Например, лес может быть большим или маленьким, может быть густым, дремучим, зеленым. Начнем:
Одуванчик (Белый, желтый, пушистый, полевой, большой, созревший)
Луг (Зеленый, цветущий, золотой, красивый)
Небо (Голубое, светлое, безоблачное, ясное)
Солнце (Яркое, теплое, греющее, утреннее)
Молодцы, много назвали признаков. А теперь я предлагаю вам пересказать рассказ «Зеленый луг» с помощью схемы, которую вы видите на доске. Но для начала давайте вспомним, как звали автора рассказа?
Да, вы правы. Автор писал этот рассказ про себя в детстве, поэтому, когда мы с вами будем пересказывать, мы будем говорить не «Я с братом», а «Миша с братом». Я вам еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте.
Теперь сначала я перескажу, а потом вы, слушайте внимательно и запоминайте.
У Миши с братом была забава с одуванчиками. Миша подзовет брата и фукнет одуванчиком в лицо. Они жили в деревне, перед окном был луг, который все из-за желтых одуванчиков называли золотым лугом. Но когда Миша рано утром пошел удить рыбу, он увидел, что луг зеленый. А когда возвращался домой в полдень, луг был опять золотым. Вечером Миша увидел, что луг снова позеленел. Тогда Миша понял, что одуванчик сжал свои лепестки на ночь, а утром опять раскрыл лепестки. Тогда одуванчик стал один из самых интересных цветов для братьев.
А теперь я хочу, чтобы вы мне пересказали рассказ, не забывайте смотреть на схему на доске.
Молодцы, точно запомнили рассказ и хорошо его пересказали. Сидим ровно, не отвлекаемся, слушаем внимательно, не разговаривать друг с другом.
3. Заключительная часть
Итог занятия. Ребята, о каком цветке мы сегодня говорили?
А вы запомнили название рассказа, который мы читали?
А как звали автора?
Что вам больше всего запомнилось в рассказе?
Вы большие молодцы, хорошо занимались на занятии. Мне понравилось, как вы внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.