елена гергерт
Конспект НОД «В поисках чудесной сладости» на тему «Шоколад» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Должность воспитатель – методист ПНД
место работы МДОУ№55 «ЦРР «Жемчужинка»
Гергерт Елена Дмитриевна
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательную деятельность.
Задачи деятельности:
Образовательные задачи:
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах.
Публикация «Конспект НОД „В поисках чудесной сладости“ на тему „Шоколад“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активация словаря: какао боб, какао дерево.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, наблюдения.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики», дидактические игры. Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Сладкая сказка»
Оборудование: ТСО, ноутбук, проекционный экран, презентация по теме «Шоколадный интерес». Фантики на липучке; имитированная полянка; дерево, с подвешенными на нем мешочком; картинки с вредными и полезными продуктами, листы формата А3; музыкальные фонограммы.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Элементы здоровьесберегающей технологии академика В. Ф. Базарного. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.
(Звучит музыка, дети заходят в зал, здороваются с гостями.)
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь подружитесь.
1,2,3,4,5 вместе мы в кругу опять!
Будем дружно мы играть,
Будем что-то познавать!
Вспоминать и закреплять.
(Дети выполняют действия)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это могло бы быть? (Звучит музыка,
воспитатель обращает внимание детей на то, что в группу ветер принес необыкновенный цветок. Дети к нему подходят.)
Воспитатель: Ой, что это? Смотрите, цветок раскрывается, а внутри какой то предмет и карта. Что это, ребята?
Дети: Это флешка.
Воспитатель: Ну что, давайте посмотрим, что на этой флешке.
(На плазме появляется видео обращение Эмэмденсика к ребятам, дети слушают стоя)
Эмэмденсик : Здравствуйте, ребята, меня зовут Эмэмденсик. Ребята, в нашей стране Шоколандии появился злобный король Мармелад, и он в интернет запустил вирус с информацией о том, что шоколад очень и очень вреден для организма людей. Помогите нам объяснить всем людям, в чем же польза, а в чем состоит вред шоколада для здоровья людей? Приезжайте к нам в Шоколандию и помогите переубедить короля Мармелада, а поможет вам найти нашу страну карта, которую вы найдете в цветке, а волшебный дождь вас пропустит на борт сказочного самолета, на котором вы доберетесь к нам.
Воспитатель: Да, ребята, что же будем делать, как вы думаете?
Дети: Надо помочь Эмэмденсику и жителям страны.
Воспитатель: Вы готовы прийти на помощь? Мы можем помочь, если будем действовать слажено, сообща, а главное дружно, ведь наш девиз: Пока мы едины, мы не победимы (дети берутся за руки и произносят слова)
II. Основная часть.
Воспитатель: - И так. Для начало надо – «Узнать, что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?» Давайте попытаемся разобраться.
(Просмотр презентации о шоколаде, все садятся на ковер)
Рассказ с использованием слайдов презентации.
- Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. С латинского языка слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.
- А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. А если у нас он не растет, то, как вы думаете, где? Где может, по-вашему, расти шоколад? (Ответы детей) Родина шоколадного дерева - тропическая Америка, острова Мексиканского залива, где оно растет в диком виде под пологом тропических лесов.
- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево. Оно выглядит вот так (слайд 2). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Они похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 3). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, их отрезают с дерева, отчищают от кожуры и достают. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 4,5). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадают какао бобы (слайд 6). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 7). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко, сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм.
В зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 8).
- Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.
Воспитатель: С первым вопросом мы разобрались, второй как нам туда добраться?
Дети: У нас есть карта, и волшебный дождь нам поможет оказаться в сказочном самолете.
Воспитатель: Вижу на карте есть еще заклинание, оно нам поможет увидеть волшебный дождь.
Самолетик, самолетик ты лети,
Через Запад на Восток.
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему вели
Вели, чтобы мы увидели волшебный дождь
(звучит спокойная музыка)
Пальминг (автор У. Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используется на занятиях для зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.
(Становятся в круг и произносят заклинание, после заклинания друг за другом проходят через сухой дождь)
Физминутка самолет музыкальная
Воспитатель: Вот мы и в Шоколандии, кто напомнит зачем мы здесь оказались?
- Так о чём, хотим узнать мы?
Ребенок:
- Шоколад - это вредно или полезно?
Воспитатель: Что на нашей карте изображено, а вот и дорожка здоровья – это первое испытание на нашем пути. Перед ребятами на полу разложена дорожка «здоровья», на которой нарисованы следы нужно идти строго по следам.
(Звучит музыка)
Координационное полотно.
Дорожка координационная разработана для развития ловкости, быстроты реакции, чувства ритма. Упражнение с координационным полотном существует множество, но все они направлены на улучшение координации работы ног и рук, техники движений и баланса. Здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Внезапное изменение игровых ситуаций требует от юных игроков предельной собранности, обостренного внимания, быстро оценивать игровую ситуацию.
(Звучит музыка, ребята идут по дорожкам и выходят на поляну.)
Воспитатель: Посмотрите ребята, перед нами дерево, да необычное. А под деревом мешочек (с заданием). Давайте выполним задание «Вред и польза шоколада». Секрет шоколада в том, что он приносит пользу и вред человеку.
- Давайте с вами поиграем в игру «Вред - польза».
(Воспитатель детям раздает картинки с изображением вреда и польза шоколада, ребята должны объяснить)
Как вы думаете, какую пользу приносит шоколад?
Дети:
- Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия.
- Шоколад – источник энергии, в нём содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом - В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад
- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка
- Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга. В шоколаде содержится железо, которое повышает гемоглобин крови, если у вас анемия. А когда необходимо быстро восстановить силы, то шоколад поможет этому, т. к. содержит углеводы
- Шоколад способствует повышению иммунитета, если употреблять высококачественные горькие сорта.
- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе
- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?
Воспитатель: Как вы думаете, какой вред приносит шоколад?
- Шоколад виновник лишнего веса.
- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию
- Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу)
Воспитатель: Как вы думаете, как надо употреблять надо шоколад, чтобы не было вреда?
Дети:
- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!
- Самый полезный – это горький шоколад.
- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
Воспитатель: Ну что и это задание мы выполнили, так как мы команда, мы совместными усилиями преодолеем все преграды, ведь наш девиз: Один за всех, все за одного.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, там какое то кафе,давайте пойдем, посмотрим
(подходят к кафе, навстречу им под музыку выходит мадам Шоко)
Мадам Шоко : Здравствуйте, мои дорогие, заждались вас.
Воспитатель: Ребята, Мадам Шоко является настоящим шоколатье, шоколатье – это специалист, который создает новые вкусы и формы восхитительного лакомства, любимого во всем мире шоколада.
Как вы думаете, что можно добавить в шоколад, чтоб он стал еще вкуснее?
Дети: Можно добавить изюм, орехи, миндаль, кокос
Мадам Шоко : Да, ребята, моя профессия называется шоколатье, я очень люблю придумывать новые вкусы и разные формы шоколадок. Но злой король Мармелад нарушил наш покой в Шоколандии. Он поставил такие условия, что только в том случае уничтожит разрушающий вирус, если вы изучите шоколад, попробуете, только тогда он поймет, что шоколад может быть еще и полезен.
Воспитатель: Ну что докажем королю, что и это мы можем выполнить и это задание?
Дети: Да, можем.
Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к выполнению заданий,предлагаю провести упражнение, а вас Мадам Шоко приглашаю присоединиться к нам.
Кинезиологические упражнения «Фонарик-звездочка», «Колечки», «Ребро, кулак»
Оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия – кинезиологические упражнения. Они способствуют: Синхронизации работы полушарий; Развитию мелкой моторики; Развитию памяти, внимания, речи, мышления; Снижению утомляемости, формированию произвольного контроля; Повышению стрессоустойчивости. От детей требуется точное выполнения движений и приемов, упражнения проводятся стоя или сидя
(упражнения проводятся под музыку)
Мадам Шоко : А теперь я предлагаю вам изучить шоколад, проходите к столам.
(Дети подходят к столам, на которых стоят предметы для проведения опытов, звучит музыка как фон)
Опыт 1. Свойства какао
Мадам Шоко : Обратите внимание на емкость с порошком. Как вы думаете, что это?
Дети: Какао порошок.
Мадам Шоко : Какого он цвета?
Дети: Коричневого, шоколадного.
Мадам Шоко : Теперь потрогайте стаканы с водой. У вас какая вода в стаканах?
Ответы детей. А у вас какая вода? Ответы детей.
Команда № 1 Команда № 2
Добавьте 1 ложку какао порошка в холодную воду. Добавьте 1 ложку какао порошка в тёплую воду.
Вывод: Какао не растворилось, плавает на поверхности воды. Вывод: Какао растворилось в тёплой воде, вода окрасилась в коричневый цвет.
Дети: Она окрасилась, стала коричневой, шоколадной.
Мадам Шоко : Почему?
Дети: Потому что какао порошок растворился в воде.
Мадам Шоко : Итак, первое свойство какао:
Какао порошок растворяется в теплой и горячей воде и не растворяется в холодной.
(на подносе Мадам Шоко выносит стаканы с напитком шоколадным для дегустации, дети пробуют)
Опыт 2. Свойства шоколада
Мадам Шоко : На ваших столах по 2 кусочка шоколада. Разломите каждый на две части. У всех получилось это сделать? Посмотрите внимательно на место разлома шоколада, какой он?
Ответы детей: с пузырьками, гладкий…
Мадам Шоко : В светлом молочном шоколаде присутствуют пузырьки воздуха, и называется он пористый шоколад, черный шоколад - плотный.
Положите в кувшин с водой по 1 кусочку каждого вида шоколада. Что произошло?
Дети: Черный шоколад опустился на дно, а светлый плавает на поверхности.
Мадам Шоко : Как вы думаете, почему это произошло? На что вы обратили внимание?
Вывод: В светлом молочном шоколаде есть пузырьки воздуха, благодаря которым шоколад держится на поверхности воды, а черный шоколад очень плотный, и поэтому опускается на дно.
Мадам Шоко : А как вы думаете, что будет с шоколадом, если его нагреть.
Дети: Он растечется, растопится.
Мадам Шоко : Я вам предлагаю этот опыт провести и убедиться в том, что он действительно тает.
Давайте вместе вспомним свойства шоколада, с которыми мы познакомились.
Дети: В воде тонет плотный шоколад и плавает на поверхности пористый. Шоколад ломается и может быть твердым и жидким.
Мадам Шоко : Ребята, я в восторге, вы молодцы. Теперь идите дальше и найдете Эмэнденсика, а я с вами прощаюсь. До свидания.
Дети: До свидания Мадам Шоко.
Воспитатель: Ребята, мы столько много заданий выполнили, я горжусь вами. Как вы думаете, что нам нужно дальше делать?
Дети: Найдем Эмэмденсика и расскажем ему, что мы все выполнили и вирус уничтожен.
Дети: Мы можем прочитать стихи про шоколад и Эмэмденсик услышит и придет.
Ребенок: Любят все и стар, и млад,
Наш Российский шоколад!
Говорят все “Ну и ну -
Это чудо наяву!”
Чудо это, скажем так,
Вовсе даже не пустяк.
Витамины в нем, белки,
Микроэлементы,
Шоколадки всем нужны
Стареньким и детям!
Воспитатель: А теперь расскажите, чем вредит шоколад нашему организму?
(ребенок читает стихотворение о вреде шоколада)
Ребенок: Говорят про шоколад,
Что он вкусен и полезен.
Но я больше буду рад,
Если он не будет вреден.
Будет у меня здоровье крепче,
Будет сила и сноровка.
Пожелаю всем я прежде,
Шоколад есть, но немножко.
(Заиграла музыка и на полянку вбегает Эмэмденсик.)
ЭМ : Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Это я вам прислал видео письмо, я рад, что вы пришли к нам на помощь, вы все вместе, дружной командой помогли нам, за это вам огромное спасибо от всех жителей Шоколандии, и вот вам от нашего шоколатье Мадам Шоко сладкий подарок. (дает в корзине угощение детям, взрослым сувенир виде чашки с шоколадом)
Воспитатель: Спасибо вам за угощение, но как нам теперь вернуться домой Эмэмденсик?
Эм: Это не проблема, вот вам фантик, закройте глаза и произнесите заклинание.
До свидания.
Воспитатель: Нам пора из волшебной страны возвращаться в детский сад. Закроем глаза, три раза обернемся вокруг себя и произнесите слова:
(Звучит музыка)
Фантик, фантик, ты лети,
Через Запад на Восток.
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели, -
Вели, чтоб мы оказались в детском саду
Воспитатель: Вот ребята мы вернулись в детский сад.
Итог.
Воспитатель: Ну вот ребята, мы узнали много нового о шоколаде, где он растет, познакомились с новыми друзьями. Ребята, мы где побывали с вами сегодня, с кем повстречались? Что вам понравилось больше всего?
Список литературы:
1. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство» :
Учебно-методическое пособие/науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; ТЦ «СФЕРА», 2012.-176 с.
2. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М. : Сфера, 2005г.
3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999г.
4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Москва, 2010, 160 с. ;
5. Дошкольное воспитание № 11, 12. :Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2015г.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста