Юлия Романюк
Конспект НОД по речевому развитию «Поможем другу» для средней группы
Составила: воспитатель Романюк Ю. В.
Тема НОД: «Поможем другу».
Реализация ОО «Речевое развитие»
Цель: создание условий для развития связной речи детей посредством составления небольших рассказов с помощью картинок (технология «Синквейн»)
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы с использованием мнемосхемы и технологии «Синквейн»
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Поможем другу“ для средней группы» размещена в разделах
Развивающие :
3. Развивать речевую активность, образное мышление, память, внимание, воображение в игровой, коммуникативной, познавательной деятельности.
Воспитательные:
4. Воспитывать интерес к составлению небольших рассказов, чувство сопереживания за «потерявшего друга», взаимопомощь между сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Материал и образовательные ресурсы:
- картинки с изображением медведя в берлоге, лисы, барсука в норе, белки в дупле, хатки бобра
-мнемосхема «Дом, в котором я живу»
-дидактическое пособие для составления синквейна
-карточки-картинки для составления рассказов в технике «Синквейн»
-мольберт
-ноутбук
-музыкальная колонка
-игрушка «Котенок» в корзинке
-флеш-карта с записью музыкальной физкультминутки «У оленя дом большой»
Ход ОД:
I. Мотивационная - вступительная часть. Цель - вхождение в занятие.
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в процессе общения взрослого и детей.
Коммуникативное упражнение «Приветствие»
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Образовательная область «Речевое развитие», в процессе общения взрослого и детей и игровой деятельности (в кругу).
Воспитатель:- Ребята, как называется город, в котором мы живем? (город Сланцы)
В:- Молодцы! Ребята, послушайте стихотворение (воспитатель читает стихотворение с показом картинок на мольберте)
Медведь живет в берлоге,
Лиса, барсук в норе,
Бобер построил хатку,
Белка живет в дупле!
В:- Скажите, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о жилищах животных).
В: - Верно. Это стихотворение о том, где живут животные! У каждой птички,
белочки, муравья есть свой дом. А где живете Вы? (в доме, квартире).
II. Основная часть.
1. Образовательная область «Речевое развитие», в процессе общения взрослого и детей.
Дид упр. «Назови свой домашний адрес (дети стоят полукругом).
Цель – закреплять знания детей своего домашнего адреса.
Правила игры. Дети по очереди, передавая микрофон, называют свой домашний адрес.
В: Ребята, у каждого человека есть место, где он живет. Адрес - это название улицы, номер дома и квартиры. А теперь назовите свой домашний адрес.
В. : Как Вы думаете, зачем нужно знать адрес? (Чтобы не потеряться, сходить в гости, отправить письмо и т. д.).
2. Образовательная область «Речевое развитие»
Составление рассказов «Дом, в котором я живу» с использованием мнемосхемы. Цель: формировать умение составлять связный рассказ с опорой на картинки.
В: - А как Вы думаете, у всех детей одинаковый дом? (нет)
В. : Правильно. Послушайте рассказ про мой дом. (воспитатель по мнемосхеме рассказывает и показывает про свой дом (одноэтажный или многоэтажный, из чего сделан дом, какого цвета дом, с кем живет).
В:- Ребята, расскажите, а какой у Вас дом? (воспитатель предлагает детям составить рассказ).
Индивидуальная работа в случаи затруднения детей.
-У тебя дом одноэтажный или многоэтажный?
-Из чего сделан твой дом?
-Какого цвета твой дом?
-С кем ты живешь в доме?
Оценка речевой деятельности детей.
3. Образовательная область «Физическое развитие», двигательная деятельность.
Физкультминутка «У оленя дом большой» (под музыку). Цель: смена деятельности, снять признаки усталости, эмоциональная разгрузка.
У оленя дом большой (Руки над головой, изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко (Сложить руками «окошко»)
Зайка по полю бежит (Бег на месте)
В дверь к нему стучит (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук, тук, дверь открой (Имитация стука в дверь поочередно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой (Потопать ногами на месте, руки на поясе)
Зайка, зайка, забегай! (Зазывания движениями руками)
Лапку мне давай! (Протягивание руки с открытой ладонью)
4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
В: - Ребята, сегодня возле дверей группы стояла корзинка, а там сидел, как Вы думаете, кто? (предположения детей).
В: - Отгадайте по загадке!
Чтение загадки
Мягкие лапки
А на лапках царапки. (Котенок)
В:- А вот и он.
Проблемная ситуация.
В. : Ребята, да он же потерялся! Скажите, как мы можем ему помочь? (позвать, поискать полицию).
В:- А можно написать объявление? (Да).
В. : - По объявлению часто находят то, что потеряли или того, кто потерялся. А как Вы думаете, куда нужно повесить объявление, чтобы его увидели много-много людей? (На остановке, возле дома, на столбах, у магазина).
В:- Давайте и мы составим объявление, про котёнка, чтобы его нашли, а помогут нам в этом картинки.
6. Образовательная область «Речевое развитие» Цель: развитие связной речи.
Составление небольших рассказов «Пропал котенок» с использованием технологии синквейн.
Организация – дети сидят полукругом, перед на мольбертом, на котором стоит дид. пособие для составления синквейна.
В. : - Интересно, а как его зовут, как Вы думаете? (Ответы детей)
В:- Смотрите, у котенка на ошейнике написано «Котенок Васька».
В. : - Посмотрите, сверху объявления мы поместим фотографию Васьки. Воспитатель помещает картинку котенка на первую ступеньку дидактического пособия.
В. : А теперь рассмотрите котёнка получше и скажите, какой он? (передача игрушки - котенка по кругу).
Дети: - Пушистый, мягкий, рыжий, гладкий и т. д.
В:- Молодцы, назовите 2 самых важных слова - какой котенок?
Д. : - Рыжий, пушистый.
Воспитатель помещает две картинки на вторую ступеньку дидактического пособия)
В:- А как вы думаете, что котенок умеет делать?
Д:- Мяукать, стоять, бегать, спать, ходить, играть и т. д.
В: - Выбираю три картинки про нашего котенка: играет, прыгает, ест.
Воспитатель помещает три картинки на третью ступеньку дидактического пособия.
В:- А теперь скажите Вам нравиться котёнок?
Д. : -Мне нравиться рыжий котенок.
Воспитатель помещает четыре картинки на четвертую ступеньку дидактического пособия.
В:- А как можно назвать котенка одним словом?
Д:- игрушка, домашнее животное, друг, малыш и т. д.
В: - Ребята, расскажите какое объявление мы составили.
Примерный рассказ ребё нка:
1. Пропал котенок Васька
2. Рыжий, пушистый.
3. Умеет играть, лежать, бегать.
4. Мне нравиться весёлый котенок.
5. Друг.
В:- Хозяева, отзовитесь! Ребята, пока котенок не найдет свой дом, или не найдутся его хозяева, он останется с нами в группе!
III. Заключительная часть.
Подведение итога занятия.
В: - Ребята, скажите для чего нужно знать свой домашний адрес?
В: - Для кого и зачем мы составляли объявление?
Рефлексия
В: - Что тебе больше всего понравилось делать?
В: - Кого вы хотите похвалить?
В: - Похвалите себя. (Дети хлопают в ладоши). Давайте все вместе дружно скажем: «Мы – молодцы!»