Галина Орехова
Конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают» подготовительная к школе группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
• Закрепить знания о форме листьев, значении листьев для дерева.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Публикация «Конспект НОД тема: „Почему осенью листья опадают“ подготовительная к школе группа,» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа, проблемная ситуация, наглядные, практические
Приё мы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, рисунки листьев, рисунки к пословицам, икт.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений:
«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени
С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход:
(Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга).
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и
возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим
это тепло друг другу.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!
Воспитатель. Ребята, посмотрите у нас в группе, что- то изменилось, волшебство произошло?
(Да, появилась у нас в группе интересная корзинка. В корзине, лежат осенние листочки и письмо)
Воспитатель. Давайте ребята возьмем письмо и узнаем, кто нам его прислал.
(Воспитатель читает письмо)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Как нам украсить свою группу? Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только просим вас, представьте убедительные доказательства, а в этом вам поможет корзина с листочками. Если вы сумеете найти доказательства, а из листочков собрать красивый осенний букет, вас ждет сюрприз.
Дети средней группы.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
(пойдем искать доказательства)
(Воспитатель берет из корзины листок и обращает внимание детей, на задание закрепленное на обратной стороне листа)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, это не просто листочки, они с заданиями для нас. И так вот и первое задание.
Задание 1: назвать приметы осени, которые определяют время года.
(-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;)
Воспитатель. Молодцы ребята, вы назвали приметы осени, но давайте проверим себя, все ли мы приметы назвали.
(Презентация «Приметы осени»)
(Дети называют приметы, которые не назвали)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с первым задание и в нашем осеннем букете первый листок.
(Ребенок закрепляет на доске осенний листок и из корзины дети достают следующий листок с заданием)
Задание 2: Посмотрите рисунки и определите, к какому времени осени они относятся?
Воспитатель. Давайте назовем осенние месяцы.
(Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель. Правильно ребята. А скажите ребята, какая осень бывает? Только вы не только скажете, но и поможете ребятам определить, к какому времени осени относятся рисунки и поясните.
(Осень бывает ранняя. Это когда ещё тепло, листья зеленые и немного желтые, но в садах созрели яблоки, собирают урожай овощей. Осень золотая. Листья на деревьях красивые желтые – золотые. Поздняя осень. Листья почти все опали и на деревьях осталось несколько листочков.)
(Дети не только отвечают, но и правильно располагают рисунки)
Воспитатель. Вот мы, ребята справились ещё с одним заданием. И в нашем букете ещё один листок. Нас ждет, следующие задание.
(дети берут из корзины листок и узнают задание)
Задание 3 Помогите собрать пословицы и подобрать рисунок к ней:
Осень, закрома, проверяй, пришла.
(Осень пришла, проверяй закрома)
Воробей, осенью, и, богат.
(Осенью и воробей богат)
Грибок, раз, два, кузовок, грибок, будет, полный.
(Раз грибок, два грибок будет полный кузовок)
Воспитатель. Наш букет становится красивее и красивее, а нас ждет следующие задание. Но сначала мы отдохнем.
Физкльтминутка:
Осень, осень, приходи (трем ладошки друг о друга)
Осень, осень, погляди (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами
И идем гулять.
Воспитатель. Мы немножко отдохнули, но нас ждет следующие задание.
Задание 4: Почему осень называют красивым временем года?
(Осенью природа меняет свой наряд. Листья окрашиваются в желтый, красный, коричневый и оранжевый цвета)
Воспитатель. Молодцы ребята, в наш букет стал ещё наряднее. А Лиза нам несет следующий листок.
(дети берут из корзины листок и узнают задание)
Задание 5: Листья осенью убегают от деревьев, потому, что им холодно и они бояться снега и мороза. Вы с нами согласны?
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?
(Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
(Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
Воспитатель. А вам интересно узнать, как устроен лист?
(Интересно)
Воспитатель. Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором.
- А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Воспитатель. Правильно, ребята, но как мы с вами выяснили уже поздняя осень и листьев зеленых нет, но возьмем листья комнатных растений. Ребята, скажите можно брать листочки у комнатных растений?
(Листочки можно срывать у комнатных растений. Можно срывать листочки, если растение большое и нижние листочки мешают росту новым листочкам)
Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
(дети рассматриваю листок)
Воспитатель: Ребята, что вы увидели, рассмотрев листок?
(У листка есть черешок. С его помощью листок крепится к ветке. Листок питается влагой через жилки проходящие по всему листку)
Воспитатель: Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
(Дети рассматривают листок)
Воспитатель: Ребята, скажите, что вы увидели?
(Каждого листка есть кромка. Овальная, острая, волнообразная)
Какой можно сделать вывод?
( Вывод:У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой)
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель. Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети проводят опыт с листочком, на ткани появились зеленые пятна).
Воспитатель: Вы провели опыт и что вы увидели?
(Ткань окрасилась в зеленый цвет)
Воспитатель. Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
(Дети повторяют название вещества)
( Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
(Оранжевые, красные, коричневые).
Опыт 3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
(Дети с помощью лупы рассматривают листок)
Воспитатель: Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
(Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.)
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
( Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
- Ребята из средней группы предполагаю, что листья убегают от холода, снега и мороза.
-А я предлагаю сообщить наши предположения ребятам в письме, которое мы напишем позже.
-Из каких частей состоит лист?
(Черешок- это часть которая соединяет лист с веткой. Кромка листа. Жилки через которые листочек питается влагой.)
-Почему листья зелёные?
(В листочке есть зеленое вещество называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.)
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
(Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем.)
-Как листья опадают?
(Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель. Ребята, все задания мы с вами выполнили и у нас на доске получился красивый осенний букет. И листочки с заданиями закончились, а в корзине шкатулочка, в ней посмотрите записка.
(воспитатель достает записку и читает)
Записка
Если вы нашли шкатулку вы все задания выполнили и осень подготовила вам подарки, но нужно закрыть глаза и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько осенних месяцев.
(Дети хлопают в ладоши и получают подарки от осени)