Лаптева Вера
Технологическая карта НОД по речевому развитию «Кузя и сундучок со сказками«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное учреждение Первотроицкий детский сад
Технологическая карта
непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию
на тему: «Кузя и сундучок со сказками»
в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Подготовила: воспитатель Лаптева В. В.
с. Первотроицк, 2023 г.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Возрастная группа: подготовительная подгруппа
Форма организации: групповая, индивидуальная
Публикация «Технологическая карта НОД по речевому развитию „Кузя и сундучок со сказками„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
РППС: ковер, конфеты, сундучок, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, смайлики. Музыка, голос домовёнка Кузи.
Пособие-Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
Тема: «Кузя и сундучок со сказками»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:
Образовательная задача:
- в игровой форме уточнять и обогащать знания детей о сказках, побуждать детей находить ошибки в названии сказки, узнавать сказку по содержанию, характерным особенностям персонажей.
- развивать связную речь детей, продолжать знакомство детей с литературным творчеством – загадками, сказками; обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;
- развить речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развить мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности; умеет отличать сказочные ситуации от реальных; знает и узнаёт знакомые сказки; умеет сравнивать, анализировать, обобщать.
Вводная часть Основная часть Заключительная
Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!
Я люблю наш детский сад
В нё м полным полно:
Мышат?-Нет
Цыплят?-Нет!
Утят?-Нет
Бельчат?-Нет!
Ребят?-Да!
Знаю я,когда мы вместе
Настроение чудесней!
Что ж, пора нам заниматься,
Будем очень мы стараться!
Воспитатель: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем.
(Слайд 2)
На экране изображение сказочного персонажа – Кузи и текст письма: «Здравствуйте, ребята! У меня случилось несчастье! Вредные Кикиморы снова украли мой сундучок со сказками! Все сказки перемешали, сказочных героев перепутали! Что же мне теперь делать? Кто мне поможет?»
Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя! Мы с ребятами тебе поможем. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по волшебной стране Сказок? А что такое волшебные сказки?
Дети: Истории, в которых звери и птицы разговаривают человеческим голосом, оживают предметы, происходит волшебство.
Воспитатель: Правильно, в сказках оживают и звери, и птицы, и различные предметы. В сказках живет волшебство. В сказках добро побеждает над злом. Сказка дает нам много знаний. Скажите, с каких слов обычно начинаются сказки?
Дети: В некотором царстве, в некотором государстве; за лесами, за горами и т. д.
Воспитатель: Чтобы добраться до страны сказок, нам нужен волшебный транспорт. Ребята, а какой вы знаете волшебный транспорт? А у меня есть ковер-самолет. В пути нас ждут трудные испытания – задания, которые нам приготовили Кикиморы. Вы готовы к такому необычному путешествию? Вы согласны? Тогда занимайте свободные места на нашем ковре-самолете!
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка
1. Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
Ой, ребята впереди шипы. Лопнули шины (хлопок) : с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Слышите? Волки воют: у-у-у. Жуки жужжат: ж-ж-ж. Комары летят: з-з-з.
4. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.
(Слайд 3) Прилетающий ковер самолет
(Слайд 4) Изображение волшебной страны.
Воспитатель: - Вот и попали мы с вами в волшебную страну сказок.
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
2. Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь
Больной –здоровый
Черный -белый
(перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель: Мы попали на первую полянку.
Дети садятся на стульчики перед экраном.
(Cлайд 5)
Поляна, на которой изображены книги с пустой обложкой.
Воспитатель: Кикиморы перепутали все книги со сказками. Вам нужно отгадать, какие сказки живут в этих книгах. Вам надо дослушать загадку до конца, чтобы понять, о чем в ней говорится, чтоб дать правильный ответ.
3. Дидактическое задание – «Отгадай сказку»
1. Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Опрос
3. Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела. (Колобок)
4. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
5. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом,
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
6. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились!
- Ну что продолжим наше путешествие? Шагаем по дорожке и повторяем слова. Звучит сказочная музыка
(Дети шагают на месте, проговаривая слова)
По дорожке мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
По тропинке идём,
И ничуть не устаём.
Воспитатель: Кто же это у нас на пути?
(Подходим к столу).
4. Дидактическая игра «Расскажи слова из сказки»
Воспитатель: Ребята, Кикиморы не только названия книг со сказками испортили, а еще слова из сказок пропали! Давайте поможем вернуть их обратно!
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
Дети отгадывают текст, воспитатель и сверстники исправляют, если необходимо, ошибки.
Молодцы! Отправляемся в наше путешествие дальше, а чтобы было веселей.
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной.
(Слайд 6) 5. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо! (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Молодцы.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. (смотрим на экран)
(Слайд 7) 6. Игра «Синквейн»
Воспитатель: Нам необходимо составить «Синквейн» стихотворение из пяти строк и в помощь нам будет схема.
Воспитатель: Смотрите. 1. Кто это? одно слово.
2. Два слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?
3. Три слова, которые отвечают на вопросы что делает?
4. Составляем с вами предложение.
5. Кем является? (Ассоциация)
Колобок
Круглый, желтый
Убежал, катится, поет
Колобка съела лиса.
Колобок сказочный персонаж.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, прекрасно получилось.
- А вот и еще одна игра. Посмотрите на экран.
7. Игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель: В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.
Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.
(Слайд 6)
Волшебный сундук, из которого появляются разные предметы. Дети определяют, какому герою нужно передать предмет.
Красная шапочка – Красной шапочке;
Сапоги – коту в сапогах;
Метла – Бабе-Яге;
Щука – Емеле;
Золотая рыбка – деду;
Стрела – царевне-лягушке;
Хрустальная туфелька – Золушке;
Яичко – курочке Рябе.
Воспитатель: Вот молодцы, помогли все разобрать!
(Слайд 7)
На экране появляется изображение Кузи с сундучком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы помогли Кузе навести порядок в сказках и Кикиморы вернули ему его сундучок со сказками. Кузя очень рад.
А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.
(Дети шагают на месте, проговаривая слова)
По дорожке мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
По тропинке идём,
И ничуть не устаём.
Воспитатель: Чтобы попасть в детский сад нам надо перепрыгнуть через овраг. Перепрыгнуть его сможет тот, кто узнает картинку по первому заданному звуку.
8. Игра "Разложи картинку по первому звуку"
[З] сидит Заяц (картинки распечатанные : Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка,конус
[К] Кот (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
[М] Матрешка (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
[Б] Баран Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга,
(Слайд 8)
Улетающий ковер самолет (нажимать 2 раза).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на наш ковер-самолет. Давайте присядем и отдохнём.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы снова дома. Что интересного вам запомнилось в сказочном путешествии? Я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Сюрпризный момент. Воспитатель: Но это еще не все, нам коробочку оставил Кузя. Давайте посмотрим, что там? (конфеты). Угощение конфетами.