Алла Бондаренко
Конспект НОД «Тайны рождения чая» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Тайны рождения чая» (познавательное развитие)
для детей старшего дошкольного возраста
( Вид экспериментирования: экспериментирование с производственными процессами)
Цель: дать детям простейшие представления о технологии переработки чая, об основных технологических процессах: "завяливание", "скручивание", "ферментация", "сушка". Расширять словарь по теме новыми терминами "завяливание", "скручивание", "ферментация", "сушка". Активизировать речевую деятельность. Развивать исследовательский тип мышления. Воспитывать социально-ценностные качества: ответственное отношение к делу, инициативность, уважение к труду взрослых.
Публикация «Конспект НОД „Тайны рождения чая“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход НОД:
Воспитатель напоминает детям о том, что во время изучения лексической темы "Продукты питания", они с ребятами изучали "Секреты чая" : собрали разновидности чая (рассыпной, в пакетиках, ягодный., рассматривали "чаинки", нюхали, трогали и даже заваривали (проводили эксперименты по завариванию чая в холодной и в горячей воде). В результате экспериментирования, дети опытным путем пришли к выводу, что в горячей воде чай заваривается быстрее, чем в холодной. Заваренный в горячей воде чай более ароматный и красивый по цвету, что приятнее пить горячий или теплый чай, чем холодный. (Емкость с холодной водой и листочками чая весь день находилась в группе, и ребята продолжали наблюдать).
Воспитатель.
Именно на том занятии, рассматривая слайды с чайными холмами, равнинами, Женя утвердительно сказал: "Везет тем людям, которые живут рядом с чайными кустиками. Пошел, сорвал листики и заварил их в чайнике. В магазин ходить не надо". Все ли так просто? Я предлагаю вам, ребята, в этом разобраться.
Воспитатель показывает две красивые коробочки: в одной листья кипрея (Иван-чая. Им богата наша Кузбасская земля, а в другой ферментированные листья Иван-чая, похожие на "высушенных червячков". Детям предлагается заварить чай из просто сорванных листьев, и из ферментированных. (Дети экспериментируют, делают выводы).
Дети.
Просто сорванные листья не заварились. Нет ни запаха, ни цвета, ни вкуса.
Воспитатель. Правильно, ребята, сорванный чайный листок на вид ничем не отличается от листа любого растения: ни видом, ни вкусом, ни запахом, и даже не напоминает тот чай, который мы привыкли покупать в магазине. Прежде, чем превратится зеленый листочек в чай, он должен пройти долгий путь, специальную техническую обработку, которая состоит из нескольких процессов.
Воспитатель.
Первый процесс "Завяливание". Листья раскладывают на поддоны в проветриваемом помещении или на улице. Здесь листья должны стать немного вялыми, размягчится. Они теряют немного влаги, становятся мягкими, эластичными. Этот процесс может занять много часов. (Воспитатель показывает заранее завяленные листья. Детям, конечно, очень хочется их потрогать, сравнить на ощупь со свежесобранными листьями. Дети комментируют вслух свои ощущения).
Воспитатель.
Ребята, повторите, как называется процесс удаления влаги из листьев чая.
Дети.
Завяливание.
Воспитатель.
Второй процесс "Скручивание". Это самый трудоемкий процесс. Листья можно скручивать ручным способом и машинным. Листья чая помещают в специальную машину - роллер. Она напоминает большую кастрюлю без дна, которая совершает круговые движения и скручивает листья. Ребята, а вы согласны вместе со мной скручивать завяленные листья и понаблюдать, что с ними произойдет? Для этого мы возьмем несколько листочков и начнем прокатывать между ладонями до тех пор, пока не получится ролик или, как обычно говорят, "колбаска".
Воспитатель (показывает свои руки).
Ребята, смотрите, сколько у меня чайного сока. Во время скручивания структура листа разрушается, появляется сок. Смотрите, листья стали прилипать к моим рукам. Значит, скручивание завершаю.
(Дети с восторгом наблюдают, как листики превращаются в "колбаски", как из них выделяется сок, как они стали прилипать к рукам. Ребята обмениваются своими мнениями, глядя на свои руки и на руки сверстников).
Воспитатель.
Ребята, как называется процесс, в результате которого выделяется чайный сок?
Дети.
Скручивание.
Воспитатель.
Третий процесс "Ферментация". Педагог рассказывает, что скрученные чаинки мы положим в кастрюлю, накроем мокрой тканью и поставим в теплое, темное место. И теперь начинаются самые таинственные процессы превращения веществ, которые дают чайным листьям темный цвет и изменяют их запах. Именно процесс ферментации придает чаю вкус и аромат. Ребята, процесс ферментации тоже занимает много времени. Поэтому я предлагаю рассмотреть чайные "колбаски", которые уже прошли процесс ферментации. (Дети рассматривают их, трогают и сразу обращают внимание, что они темные, приятно пахнут "чаем").
Воспитатель.
Ребята, повторите, как называется потемнение чайных листьев и изменение их запаха?
Дети.
Ферментация.
Воспитатель.
Четвертый процесс "Сушка". Самый ответственный процесс. Высушить надо так, чтобы при хранении чай не испортился, не заплесневел. Главное, не пересушить. Как узнать, что процесс сушки завершен? Кто хочет взять у меня в коробочке уже высушенные листья и определить их готовность? (Дети по желанию берут высушенные чайные листья и пытаются определить - высохли они или нет. Если затрудняются, можно для сравнения предложить другой рукой взять листья, которые не прошли процесс сушки). (Дети делают вывод, что высушенные листья легко крошатся. Они точно могут подметить, что после сушки чайные листья точно такие, как у них есть дома, которые мама купила в магазине и заваривает).
Воспитатель.
Ребята, повторите, как называется процесс просушивания чайных листьев.
Дети.
Сушка.
Воспитатель.
Молодцы, ребята. Вот вы познакомились с основными процессами производства чая. Теперь для вас нет никаких секретов, как из обыкновенного зеленого листа получается вкусный, полезный напиток - чай. Без всяких сомнений он заслуживает праздник. Ежегодно 15 декабря отмечается международный день Чая.
-Вам понравилась наша работа?
-Какие эксперименты вам больше всего понравились?
-Ребята, процессы производства чая вы знаете. Мне пришла в голову мысль, а не построить ли нам фабрику по производству чая? В нашем городе, да и в Кузбассе в целом, такой фабрики никогда не было. (Детям нравится или не нравится идея педагога. Они начинают высказывать свои мысли, делиться ими вслух. Кто-то уже представляет, что фабрика будет большая, из нескольких цехов, дает название цехам, тем самым закрепляя новые термины. Воспитатель тут же вслух произносит: " Вот бы еще в цехах разместить поддоны (из конструктора) для завяливания, сушки. И т. д.)