Татьяна Калиниченко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и желание исследовать всеми доступными способами.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами : лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- 2 подноса;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- чеснок, чеснокодавилка;
-воздушные шары (по количеству детей);
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, а кто-нибудь из вас его видел?
Дети: Нет.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух окружает нас повсюду, но мы не видим его, если мы его не видим, значит, воздух какой?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Но воздух можно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные, а ученые проводят свои опыты в лаборатории, поэтому представьте) что наша группа превратилась в маленькую лабораторию.
Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Дети, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть! Занимайте места в лаборатории.
Но сначала я напомню вам правила безопасного поведения во время проведения опытов:
- Засучите рукава, чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.
- Не толкайте соседа во время работы.
- Сначала посмотрите, что показываю я, а потом повторите.
- Когда опыт закончился, положите все на место.
Опыт 2 «Намокнет ли салфетка?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в этом стакане?
Дети: Салфетка.
Воспитатель: А кроме салфетки еще что-нибудь есть?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете намокнет ли салфетка, если я опущу стакан вверх дном в подкрашенную воду?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы это проверим. Я возьму стакан, на дне стакана лежит сложенная салфетка, переверну стакан вверх дном и буду медленно опускать его в подкрашенную воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя и опускать медленно. Опускаю стакан до самого дна. Вынимаю стакан из воды, вынимаю салфетку и что мы видим?
Дети: Салфетка сухая.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему не намокла салфетка? Что помешало воде проникнуть в стакан и намочить салфетку?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что в стакане кроме салфетки был воздух. Вот он то и не пускал воду в стакан, поэтому салфетка осталась сухой.
А теперь вы возьмите стаканчики и проведите этот опыт на своих местах.
Опыт 3 «Где спрятался воздух?»
Воспитатель: Ребята, а можно ли увидеть, где спрятался воздух?
Ответы детей :
Воспитатель: Можно! Для этого повторяем опыт, но салфетку убираем из стакана. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.
Поэтому можно сделать вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана. Вот мы и увидели, где же спрятался воздух?
Дети: Воздух спрятался в стакане.
Давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, проводить нам опыты пора. (Дети садятся).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете внутри нас есть воздух?
Ответы детей :
Воспитатель: давайте проведем опыт и проверим?
Опыт 4 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.»
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Пускают мыльные пузырьки под музыку.
Воспитатель: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Ответы детей :
Воспитатель: Внутри каждого пузыря находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 5 «С салфеткой».
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да, видно.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Давайте поиграем. Игра «Кораблики»
Воспитатель: Ребята, подуйте на кораблики, они плывут. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 6 «С веером».
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Опыт 7 «С чесноком».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте.
Ответы детей :
Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга воспитатель ставит тарелку со свеже-выдавленным чесноком.
Воспитатель : Вдохните поглубже, ребята, что вы чувствуете? Чем пахнет?
Ответы детей :
Воспитатель: Вот мы и убедились, что воздух может переносить запахи.
Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку?
Дети: Воздух нужен человеку, чтобы дышать.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать.
Опыт 8 «Не дышу»
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту?
Дети: Воздух нужен животным, рыбам, птицам, растениям.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много сегодня узнали о воздухе?
Ответы детей :
Воспитатель: Вот вам в подарок воздушные шары. Чем наполнен воздушный шар.
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Конечно воздухом, поэтому он и называется воздушным. А нам пришла пора возвращаться из лаборатории в группу. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!