Гульмира Мухамадеева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» в средней группе
Возрастная группа : Средняя
Вид деятельности: Коммуникативная, игровая, изобразительная
Тема: «Моя семья»
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
1). Образовательные:
- формировать представления о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата в семье;
- расширять знания детей о ближнем окружении, о том, что семьи есть не только у людей, но и у животных и птиц;
- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
2). Развивающие :
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
-активизировать словарь детей на основе знаний о своей семье;
3). Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- вызывать желание рассказывать о своей семье.
Материалы и оборудование:
Ход НОД:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришел гость, давайте поздороваемся с ним.
- Кто это?
- Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка.
-Посмотрите он очень грустный. Ребята, как вы думаете почему?
-Незнайка рассказал мне, что у него есть много друзей, но нет своей семьи. Ему очень хотелось бы узнать, что такое семья?
- Поднимем Незнайке настроение?
- А как мы можем это сделать?
(расскажем ему о семье)
-Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
-Правильно. Семья-это самое дорогое, что есть у человека.
-Из кого состоит СЕМЬЯ?
-Молодцы! Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
-Ребята, каждый член семьи выполняет свои обязанности в доме, а чтобы узнать, кто и за что отвечает в семье, отгадаем с вами загадки.
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (дед)
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой? (бабушки)
3. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша. (мама)
Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
5. А кто для вас папа и мама? (родители)
Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
-Молодцы ребята! Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей?
- Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой. Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.
- А теперь давайте встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.
-А давайте с вами поиграем в игру «Скажите самые хорошие слова о папе и маме»
- Какой у вас папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).
- А мама какая (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая, хорошая).
- Ребята, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?
- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (говорим ласковые слова, помогаем по дому, заботимся друг о друге).
Игра «Назови ласково»
Вы все очень любите своих родственников, давайте расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите у меня на руках сердечко, оно очень нежное, ласковое.
(Дети друг - другу передают сердечко и называют ласково.)
мама — мамуленька, мамочка, мамулечка
Папа – папочка, папуля
Бабушка – бабуля
Дедушка – дедуля
сын – сынок, сыночек
дочь – дочка, доченька
внук - внучок
внучка - внученька
сестра - сестрёнка
брат - братишка
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль?
Д/и «Радость и печаль». А теперь поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках (стоя у стульчиков)
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Помогли маме вымыть посуду
Наша семья очень большая и у всех свои обязанности. Мы с вами поиграем в игру «Давайте справедливо распределим обязанности»
Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.
Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами, гладит.
Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.
Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Сын – убирает, Выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.
Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
«Шкатулка»
- Ребята, у вас тоже есть семьи. Но они разные, не похожие на друг – друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие на друг – друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона)
- У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» (Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.)
Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и ….
Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.
Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.
Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.
Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.
-А сейчас ребята, я предлагаю вам нарисовать портрет своей семьи.
-Кого мы будем изображать на рисунке?
(Себя, маму, папу, бабушку, деда, сестренку, брата)
-Правильно, но для начала покажем нашему Незнайке пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)
Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
-А сейчас ребята, берем свои стульчики и проходим на свои рабочие мест (при затруднении у детей воспитатель помогает ребенку, выполненные работы оформляются на выставку в приемной).
-Ребята, посмотрите на Незнайку, у него на лице появилась улыбка!
-Как вы думаете, поднялось настроение у Незнайки?
- А почему?
-Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, он вас всех благодарит и говорит: «До свидания, ребята!»