Пагиева Сабина Юрьевна
Исследовательская работа «Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитыми людьми РСО-Алании»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитыми людьми РСО-Алании»
Была выбрана мной не случайно. Рядом с нами, в нашем городе, улице и даже доме живут известные люди, о которых мы мало, что знаем. А тем более как же нам познакомить дошкольников со знаменитостями. Не имея достаточных знаний. трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине и знаменитым личностям.
Дошкольный возраст-возраст, когда возникают сложные взаимоотношения со сверстниками,
которые существенным образом влияют на развитие личности.
Публикация «Исследовательская работа „Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитыми людьми РСО-Алании“» размещена в разделах
Ведущей деятельностью в этом возрасте является –игра. В игре дети узнают что-то новое, а взрослые пытаются им в этом помочь.
Познавательное развитие- детей дошкольного возраста связано с речью, развивает воображение, способность видеть целое раньше частей.
Познавательное развитие – один из главных компонентов готовности к школе.
С 01.012014года вступил в силу закон об утверждении ФГОС дошкольного образования.
Приказ № 1155 подписан Д. В. Ливановым.
ФГТ - область «Познание»
ФГОС - «Познавательное развитие»
Для реализации нашего эксперимента по «Знакомству дошкольников со знаменитыми людьми РСО – Алании» нам пришлось столкнуться с рядом трудностей. Выпускается много методической литературы по патриотическому воспитанию. Но нам не удалось найти ни одного источника по ознакомлению дошкольников со знаменитыми людьми РСО- Алании. Нам пришлось изучить достаточное количество методического сопровождения, от чего впоследствии мы и оттолкнулись для реализации нашего эксперимента.
Детский сад №97 решил откликнуться на реализацию научно –исследовательского эксперимента. В эксперименте приняли участие:
Руководитель МБДОУ №97 – З. Х. Мамукова
Старший воспитатель- А. М. Ахмедова
Воспитатель 2-ой подготовительной группы- В. Ю. Меркулова
Сотрудники МБДОУ №97 и родители.
Целью данного исследования было познакомить детей МБДОУ№97 со знаменитыми людьми РСО- Алании.
Знаменитости подбирались из различных сфер деятельности – не было ни возрастного ни гендерного ограничения. В начале учебного мы поставили себе задачу познакомить дошкольников с :
Доулистом - Эриком Болотаевым
Тренером по вольной борьбе- Вадимом Лалиевым
Художником - Натальей Николаевной Королёвой
Шеф-поваром – Валерием Абиевым
Телеведущей - Мариной Павловной Ядых
Актуальность темы: проследить связь поколений, что было, что есть, что будет. Каждый народ особенный : у него свои обычаи, традиции, культура.
Толерантность – гармония, многообразие.
Этнокультура- это совокупность традиционных ценностей, отношений, поведенческих особенностей людей.
На начало 2013-2014 учебного года провели познавательно-речевую диагностику.
Диагностика – приём, позволяющий выявить уровень развития умственных способностей Результаты диагностики не были высокими. Для этого мы наметили ряд задач:
Знакомство с культурой через чтение, экскурсии, беседы, целевые прогулки. Нами был разработан перспективный план на 2013-2014 учебный год.
В работе использовались следующие методы :
А)Словесные- беседы, чтение
Б)Наглядные – книги, фото
В)Эксперименты
Г)Практически – дидактические игры
Д) Оформление альбомов
Распределение нагрузки по знакомству дошкольников со знаменитостями было рассчитано равномерно на 2013-2014 учебный год с октября – по апрель месяц. Каждый месяц включал разное содержание, но знакомство велось одновременно и параллельно со всеми участниками эксперимента. В результате чего дошкольники имели возможность проследить закономерности и найти явные различия.
Перспективный план на 2013-2014 учебный год.
1. Предварительная беседа о профессиях
2. Загадки о предметах- помощниках этих профессий
3. Словесные игры
4. Тематические беседы
5. Рассматривание картин
6. Составление описательного рассказа
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Подвижные игры
9. Экскурсии
10. Целевые прогулки
11. Рисование
12. Лепка
13. Встреча со знаменитостями
14. Д/И «История возникновения вещей»
15. Составление рассказа о знаменитом человеке
На каждого гостя был разработан индивидуальный план работы. Все встречи были заранее спланированы и обговорены. Знаменитости легко шли на контакт. Они не считались со временем ради встречи с детьми. Нам это тоже стоило немалых трудов, включая и материальные затраты.
Цель знакомства с музыкантом- художественно-эстетическое развитие дошкольников. Знакомство с культурными деятелями РСО-Алании. Выходец нашей республики В. Гергиев.
Эрик Болотаев- народный артист южной Осетии. Работает преподавателем в республиканском лицее искусств. Руководитель ансамбля «Эхо гор».
На первую встречу с музыкантом пришли и юные дарования лицея. Они показали дошкольникам концерт – игры на доули. Доулист рассказал дошкольникам -историю возникновения музыкального инструмента, предоставил возможность поиграть на доули. Учил игре как на одном, так и на двух инструментах одновременно. Болотаев познакомил детей со своей биографией, творческими планами, обучил приёмам игры на музыкальных инструментах. Музыкант заряжал детей положительной энергией –улыбка и восторг не покидали лица детей в течении всех встреч.
Кавказский менталитет не позволил отпустить гостей с пустыми руками - дошкольники подарили доулисту музыкальные инструменты, сделанные своими руками.
Преемственность между МБДОУ№ 97 и лицеем:
Эрик Болотаев востребованный специалист ему нужны дошкольники для обучения и передачи своего мастерства. МБДОУ№97 необходимы квалифицированные кадры, которые смогут обучать дошкольников. После знакомства дошкольников с музыкантом у детей повысился интерес к музыкальным занятиям, пополнился музыкальный уголок интересным и содержательным материалом, дошкольники приобрели богатый опыт.
Вадим Лалиев : «Для меня справедливость и достоинство на первом месте». В жизни это сильный и волевой мужчина, в тоже время мягкий и добродушный, чуткий, отзывчивый.
Устроить встречу с борцом оказалось не просто. Он постоянно был в разъездах – вывозил юных борцов за границу. В строгости и доброжелательности он растит двух дочерей.
Вторая встреча с тренером состоялась после возвращения с олимпиады. Он подарил детям сувениры с олимпийской символикой, а дошкольники в свою очередь презентовали борцу рисунки с зимними видами спорта. Тренер закрепил с детьми азы правильного питания, угостил фруктами и натуральным соком, поиграл с детьми в игры.
Лалиев рассказал дошкольникам о том, как первый раз попал на тренировку ….кто поспособствовал в принятии решения заниматься борьбой, познакомил детей с новыми осетинскими играми.
Тренер познакомил детей со спортивным инвентарём, рассказал о своих победах, продемонстрировал дошкольникам свои награды. Знаменитый борец призвал детей заниматься спортом и предложил им стать их личным тренером. Лалиев считает: «Чтобы стать победителем –надо длительно тренироваться, быть сильным, крепким, выносливым.»
Цель знакомства с художником является эстетическое развитие ребёнка. Творческие люди видят то, что не видим мы. И своим видением они передают красоту окружающего мира.
Наталья Николаевна Королёва –художник, работает в лицее искусств, пишет картины, обучает рисованию детей. Первая встреча с художником вызвала у детей огромный интерес к художественному творчеству. Дошкольники имели возможность познакомиться с подлинными картинами Н. Н. Королёвой.
Дети посетили мастерскую лицея искусств, окунулись в мир творческих людей, познакомились с различными средствами изобразительности. Познакомились с лучшими работами учащихся лицея, выполненными разными техниками рисования.
Воспитанникам понравились :
-Портреты людей
-Пейзажи – на которых дети закрепили времена года
-Натюрморты- композиции из фруктов и цветов
Дошкольники на вторую встречу с художником взяли рисунки, сделанные в детском саду. Художник отметил работу каждого ребёнка. Воспитанники МБДОУ № 97 посетили выставку прикладного искусства : где были представлены куклы в национальных одеждах; посуда, масляными красками. В конце встречи дошкольники не хотели покидать лицей; Н. Н. Королёва подарила детям работы своих воспитанников. Дошкольники с честью приняли подарки, которые в данный момент украшают вестибюль МБДОУ№97. Художник пригласил дошкольников в лицей искусств обучаться азам рисования.
Валерий Батразович Абиев- окончил училище №17, прекрасный и удивительный человек, замечательный отец- воспитывает четырёх дочерей, занимается благотворительностью.
Цель знакомства с шеф-поваром ресторана «Россия» : знакомство с осетинскими традициями, поварскими шедеврами, обычаями праздничного стола. Не первый год В. Б. Абиев выпускает студентов школы национальных традиций, где обучают приготовлению осетинских блюд, знакомят с традициями и бытом осетинского народа. За столь значительный вклад в сохранение культурных ценностей он был многократно отмечен почётными грамотами и дипломами.
В. Б. Абиев пригласил дошкольников в свой кабинет, где дошкольники познакомились с поварскими книгами, рецептами блюд, стендами, памятными подарками. Абиев приготовил детям фруктовый салат, угостил традиционными тремя пирогами и тремя рёбрами. Пояснил, что три пирога означают: солнце,воздух, земля.
Показал детям кухню, печи для приготовления пирогов, огромные холодильники, кухонную утварь. Познакомил дошкольников с новыми профессиями: повар, кулинар, мясник, нарезчик.
Шеф – повар рассказал детям о важности правильного питания, рекомендовал принимать только полезную пищу. Абиев пожелал детям крепкого здоровья, а они в свою очередь угостили его салатом приготовленными своими руками.
Цель знакомства с телеведущей М. П. Ядых.
21 век – век информационных технологий. Не всегда мы сможем купить книгу или газету. Телевидение это самое массовое просвещение людей. Встреча с М. П. Ядых вызвала у детей особый интерес.
Профессия тележурналист очень интересная. Журналист –должен обладать хорошей дикцией, обладать артистическими данными. Телеведущая сразу произвела впечатление на детский коллектив.
М. П. Ядых рассказала много интересного о профессии телеведущий.
Поиграла с ними в игры:1. «Ответь на вопрос»
2. «Корреспондент»
3. «Скажи, что ты знаешь о…»
Познакомила детей с интересными фактами своей биографии и о том, как она случайно стала телеведущей. Рассказала о своём знаменитом отце, о том, что он был дирижёром и художественным руководителем Северо-Осетинской Государственной филармонией.
П. Ядых народный артист, много гастролировал по странам ближнего и дальнего зарубежья.
М. П. Ядых – очень артистичная, может сразу к себе расположить как взрослого так и ребёнка. С ней можно поговорить практически на любую тему. Телеведущая спела с детьми песни детских композиторов, познакомила дошкольников с духовыми инструментами. Играла с дошкольниками
в дидактические игры, познакомила их с играми и упражнениями на развитие актёрского мастерства и творческих способностей. Она также пообщалась с музыкальными руководителями МБДОУ№ 97, познакомилась с их творческими планами на будущий учебный год, дала музработникам свои рекомендации и советы по проведению занятий.
Устроила с детьми фотосесию с детьми, пообещала познакомить дошкольников с солистами камерного оркестра.
После проведённого исследования результаты диагностики значительно улучшились:
- дошкольники обогатили свой словарный запас;
-развился познавательный интерес;
-появилось желание к исследованию;
-возрос интерес к знакомству с новыми людьми, новыми профессиями;
-появилась гордость за свой край- за своих земляков;
В дальнейшем мы планируем продолжать начатую работу. Познакомить с людьми других творческих профессий :
Борцом – Хаджимуратом Гацаловым
Музыкантом – Валерием Мурадянц
Вокалистом – Эдуардом Дауровым
Пополнить и обогатить развивающую среду МБДОУ №9