Евгения Гасанова
Конспект НОД с презентацией на тему «Хлеб всему голова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с презентацией на тему «Хлеб всему голова» в старшей группе.
Задачи:
Речевое развитие:
- Обогащать словарь детей существительными- названиями профессий.
- Побуждать связному монологическому высказыванию, развивать слуховое внимание.
Публикация «Конспект НОД с презентацией на тему „Хлеб всему голова“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к слову «хлеб»)
- Обогащать словарь детей.
Познавательное развитие:
- Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
- Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.
- Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
Социально- коммуникативное развитие:
- Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
- Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Художественно- эстетическое развитие:
- Приобщать детей к словесному искусству.
- Продолжать развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания стихотворений о хлебе.
Физическое развитие:
- Побуждать координировать речь с движениями, развивать творческое воображение и подражательность.
Материал : набор картинок «Как выращивают хлеб», набор картинок «Что такое хлеб?», «Хлебобулочные изделия», интерактивная доска, ноутбук.
Ход НОД
1. Загадка. Слайд № 1.
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Какие хлебобулочные изделия вы знаете (хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и др.)
Слайды № 1-11.
2. Рассказ воспитателя.
Такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными.
Слайд № 12.
Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью.
Слайд № 13.
3. Пословицы о хлебе.
- «Хлеб- всему голова»;
- «Худой обед, коли хлеба нет»;
- «Будет хлеб- будет и обед»;
- «Хлеб на столе, так и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска»;
- «Без хлеба куска везде тоска»;
- «Не красна изба углами, а красна пирогами».
4. Какой бывает хлеб?
Слайд № 14.
До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем. Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай. Чем больше каравай, тем счастливее будут жить молодожены.
Каравай.
Вот лежит каравай у меня на столе.
Черный хлеб на столе- нет вкусней на земле!
Слайд № 15.
Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже», означающее малой или пирожок. Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и связан с традицией колядования.
Печенье.
Вот у бабушки печенье, лучше не найти.
Вновь и вновь прошу: Бабуля, вкусных испеки!
Слайд № 16
У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держась за ручку.
Калач.
Не плачь, не плачь- куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи, дам тебе три!
Слайд № 17
Раньше хлеб пекли ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко- калачу дедушка». О хлебе сложено много песен, пословиц и поговорок. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно.
Вот он- хлебушко душистый.
Вот он- теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол-
Он пожаловал, пришел.
В нем- здоровье, наша сила,
В нем- чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
(В. Орлов)
5. Физминутка. Слайд № 18.
Мы печем пшеничные
Пироги отличные. («Пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, бра, сестра,
Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы. («Месят тесто»)
Сахар не забыли мы. («Посыпают сахар»)
Пироги пшеничные («Пекут пироги»)
В печку посадили мы. (Разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит, (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит: (Грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. («Посыпают крошки»)
6. Как выращивают хлеб?
Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае.
Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая.
Слайд № 19.
А весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Слайд № 20.
Агрономы размечают поля под посевы. Слайд № 21.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Слайд №22,23,24.
Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Слайд № 25.
Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба- как бы не сломились колосья и не полегли. Слайд № 26.
С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.
Слайд № 27. Упустишь время- осыплется зерно, пропадет урожай.
От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться долго. Слайд № 28.
На элеваторе зерно перерабатывают. Слайд № 29.
Получается мука. Слайд № 30.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Слайд № 31.
Руки человека.
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
- Люди каких профессий участвуют в длинном пути колоска от поля до стола?
(Тракторист, агроном, комбайнер, шофер, грузчик, мельник, пекарь, кондитер, продавец и т. д.)
7. Дидактическая игра «Семейка»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и предметы по теме. Затем читает предложения и просит закончить их.
- Хлеб ласково называется… (хлебушек)
- Посуда для хлеба называется… (хлебница)
- Вкусный квас из хлеба называется… (хлебный)
- Человек, который выращивает хлеб называется… (хлебороб)
- Завод, где выпекают хлеб, называется… (хлебзавод)
- Прибор для резки хлеба называется (хлеборезка)
8. Итоги занятия.
- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, проследили весь путь хлеба от поля до стола. А теперь еще раз проследите этот путь.
Дети читают стихотворения- воспитатель показывает слайды на мультимедеопроекторе. Слайды № 20- 30.
Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода-
Побежит за трактористом к синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом- засевать поля зерном.
И черны, как из печи, провожают их грачи.
Слышен летом до заката гул комбайнов у реки.
И везут на элеватор урожай грузовики.
По дорожкам пыль клубится- едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…Урожай у нас хорош!
Убран хлеб, и тихо стало. Мелят мельницы зерно.
Поле- полюшко устало. И под снегом спит оно.
В. Степанов