Валентина Цуркан
Конспект НОД с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологий «Спешим на помощь солнышку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский
Занятие подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Цуркан Валентина Олеговна
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Ручеек» с использованием технологии «ТРИЗ»
Тема: «Спешим на помощь солнышку».
Цель: Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
-обобщить знания детей о домашних и диких животных, временах года; развивать логическое мышление, память, внимание.
Публикация «Конспект НОД с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологий „Спешим на помощь солнышку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- упражнять в произношении чистоговорок, скороговорок, отгадывание и составление загадок,в умении подбирать слова на заданный звук;
-упражнять в изменении существительных во множественном числе, в подборе слов с противоположным значением, в образование существительных в уменьшительной форме, в образование прилагательных от существительных;
-закреплять и расширять обобщенное значение понятий (овощи, фрукты, одежда, транспорт, посуда);
- закрепить признаки и свойства предметов рукотворного мира;
-развивать связную речь детей;
-воспитывать любовь к родному языку;
Демонстрационный материал: мультимедиа, карточки со схемами скороговорок, карточки для игры «найди лишний предмет», картинка «Что плавает, что тонет».
Ход занятия:
Воспитатель:- Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы, кодировать тексты, составлять загадки. Вспомним обязательно все, что узнали на занятиях. Ребята, отгадайте загадку.
Далеко ушла метель,
С крыши капает капель,
Под окном сугробы тают,
Небо - чище, даль ясна
К нам опять пришла? (Весна)
А, какое сейчас время года на дворе? Назовите весенние месяц (дети называют). Расскажите мне, что происходит в природе весной? (Рассказ детей).
На экране слайд1 о весне. Вдруг раздается видео звонок.
Ребята, что это за странный звук? правильно это звонок. Наверное, с нами кто - то хочет связаться?
На слайде 2 (Гном Волшебник Быстрых Минут.)
Здравствуйте ребята! Я Гном Волшебник Быстрых Минут. Всех прошу о помощи. Баба Яга, Кот Матвей и Леший, украли у солнышка его лучики. Помогите вернуть солнцу его лучи!
Воспитатель: Да! Не порядок! Ребята, посмотрите на солнышко какое оно? грустное, как оно без них будет светить.
Без лучиков не дотянуться до земли и как вы думаете, что может произойти? (Правильно, не распустятся листья, не появиться трава, цветы, а значит, не появятся насекомые.) давайте поможем вернуть солнцу его лучики. Уважаемый гном, а что для этого нужно сделать?
Слайд3. Чтобы вернуть лучики нужно выполнить задания. Задания будут не простые, запутанные!
Воспитатель: Мы готовы, правда, ребята? (Ответ детей)
Ничего волшебник, мы справимся!
Слайд 4 (На слайде задание Б. Я.)
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я приготовила для вас скороговорки, в которых один звук будет звучать чаще других. Вы должны найти его и назвать.
Воспитатель: Ребята, прежде чем сказать скороговорку, поупражняемся в произношении чистоговорок,скажите какой анализатор поможет нам в их произношении всех звуков? Правильно язык, а помогать ему будут губы, зубы, небо. А давайте, мы вместе сделаем гимнастику для них.
Утром рано мы проснулись, и друг другу улыбнулись (дети выполняют артикуляционное упражнение, растягивая губы в улыбке)
Тут проснулся язычок, показался нам дружок.
Вспоминал свой сладкий сон: как он часиками стал,
на коне во сне скакал, а потом болтал, болтал, болтал.
Затем вкусно он поел, песенки запел.
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лю-лю-лю- маму милую люблю.
- Молодцы, а теперь будьте внимательны. Я читаю скороговорку, а вы должны услышать и назвать тот звук, который чаще слышите.
Дидактическое упражнение «Найди звук».
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
Слайд 5
А теперь Денис прочтет скороговорку приготовленную бабой Ягой, а вы, ребята, найдите, какой звук спрятан в ней.
Тощий кощей, тащит ящик овощей. «Щ» Придумайте слова со звуком «Щ»
Ксюша: На окошке крошку-мошку, лапой ловит наша кошка. Верно, здесь спрятан звук «Ш» подберите слова на звук «Ш», а сейчас рифму к слову лягушка, шишка.
Слайд 6
- Молодцы, отлично и вот первый лучик вернулся к солнцу. Не забывайте, что сказочные герои попытаются вас запутать, будьте внимательными.
Воспитатель: Ну что идем дальше?
Слайд7 Задания Лешего
Ребята, давайте попросим помощи у волшебника «Увеличения – Уменьшения»
Уважаемый волшебник помогите нам справиться с заданием Лешего!
Слайд 8
Здравствуйте ребята! Конечно, я вам помогу. С помощью моего волшебного знака происходят вокруг чудеса. Например: был стул один - стало много - стульев.
2. Дидактическая игра «Один – много».
Кот – много котов.
Лиса – много лис.
Конфета - конфет.
Машина – много машин.
Дом – много домов.
Сын – много сыновей.
Дочь – много дочерей.
И так же по прикосновению палочки может все уменьшиться
Дерево станет – деревцем
Звезда – звездочкой,
Палец – пальчиком,
Мячик – мячиком
Река - реченькой
Ложка - ложечкой.
Слайд 9
-Вот какие вы молодцы, еще спасли один лучик.
Слайд 10 Солнышко
Слайд 11 Леший: Ишь, какие вы хитрые, а вот сыграйте в игру наоборот.
Воспитатель: Ребята, я знаю к кому нужно обратиться нам за помощью к волшебнику «Наоборот» Уважаемый волшебник помогите нам справиться с заданием.
Слайд 12 Здравствуйте, ребята, конечно я вам помогу. Вам нужно будет подобрать слово с противоположным значением. Например: большой – маленький.
Мягкий –
Мороз –
Тяжелый –
Светлый –
Сидеть –
Грязный –
Говорить –
День –
Слайд 13. - Опять все ответили правильно, и спасли еще лучик.
Слайд 14 появляется лучик солнца
Слайд15. Ишь, какие хитрые вот вам еще задание. В нашем лесу появилось необычное, фантастическое животное. Вот расскажите мне о нем, тогда и получите лучик.
Воспитатель: Ребята, я знаю, к кому мы обратимся за помощью, это волшебник «Дробление – объединение.
Слайд 16 Уважаемый волшебник подскажите нам, как справиться с этим необычным заданием?
Конечно, помогу. Вам нужно проанализировать облик нового объекта из чего он состоит, чем питается, где может жить?
Слайд 17
Ребята вот этот объект, кто знает, как его можно назвать. Правильно Лошарик. Из каких двух слов состоит его название. Правильно Лошадь и шарик, а из каких частей объект состоит? А как вы думаете, чем он может питаться и где жить (Ответы детей)
Назовите, каких фантастических объектов и сказочных героев, вы знаете
“Человек-паук” - человек и паук, “Ковер-самолет” – ковер и самолет).
Слайд 18
Ответ правильный и еще один спасенный лучик.
Слайд 19 Лучик солнца
Слайд 20 Задание кота Матвея.
Это задание не из легких. Здесь нужно рассказать о свойствах и признаках рукотворного мира.
Слайд 21
Ребята посмотрите и скажите. Ложка деревянная, почему плавает в воде? потому, что она легкая, а из металла должка тонет, потому что металл тяжелый)
Слайд 22 Лучик солнца
Молодцы, ответ правильный и еще один спасенный лучик.
А теперь отдохнем.
Динамическая пауза «У РЕКИ».
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так словно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль
Все как один плывем, как дельфин
вышли на берег крутой и отправились домой.
Воспитатель: Продолжаем искать лучики
Слайд 23: Кощей играл в игру со словами и никак не мог подобрать слова, поможем ему?
Дидактическая игра «Назови три слова».
Я говорю вам обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова. Например: Ягоды – это укроп, полынь, петрушка. Ха-ха-ха!
Воспитатель: Нет, ребята, это не правильно? Ягоды это? (Малина, клубника, вишня).
Транспорт – машина, троллейбус, трамвай.
Одежда – брюки, шорты, блузка.
Животные – волк, лиса, заяц.
Посуда – тарелка, ложка, стакан.
Овощи - морковь, редиска, капуста.
Обувь - кроссовки, сандалии, сапоги.
Игрушка из дерева - как будет называться – деревянная,
Сок из клубники-
Лист березы-
Сапоги из резины-
Суп из молока-
Слайд 24
Какие вы молодцы, все правильно ответили, получите один лучик.
Слайд 25 Лучик солнца
Слайд 26 Вот, еще мое задание мяу! (задание кота Матвея.)
Оно связано с дикими и домашними животными.
У каждого животного будь оно дикое или домашнее есть свой дом. Назови его.
• У медведя--- (берлога,
• У лисы--- (нора,
• У белки--- (дупло,
• У волка--- (логово,
• У ежа--- (нора,
• У бобра - (плотина).
• Собака - (в будке)
Ура! Еще один лучик спасен.
Весной у всех животных появляется потомство, назовите правильно его?
У волчицы- волчата,
У ежа - ежата,
У оленухи – оленята,
У собаки- собачата.
У овцы- ягнята,
У лошади- жеребята,
Медведицы- медвежата.
У свиньи- поросята.
У собаки-щенята.
А когда малыши вырастают, кто кем становится?
Дети:
• поросенок стал свиньей,
• теленок стал коровой,
• жеребенок стал лошадью,
• котенок стал кошкой,
• щенок стал собакой,
• ягненок стал овцой,
• козленок стал козой.
Ребята, Вы просто молодцы! Вот ваш лучик.
Слайд 27 лучик солнышка
Слайд 28. Следующее задание задает нам БабаЯга.
И предлагает сыграть в игру «Кто что делает?»
-Ребята, а мы с вами знаем такую игру, например: что делает
• Медведь (спит, переваливается, сосет лапу, лакомится.)
• Мячик (прыгает, скачет, катится.)
• Шарик (летает, лопается, надувается.)
• Машина (едет. Ломается, гудит, перевозит груз,. пассажиров.)
• Молодцы ребята, спасен последний лучик!
Баба Яга: Ишь, какие умненьки, а вот со следующей игрой ни за что не справитесь, игра называется «Найди лишний предмет».
Каждый набор, из 4-5 картинок отражает принадлежность к какому- либо виду объектов, но один из них другого вида.
Слайд26.
–Ребята посмотрите внимательно и найдите лишний объект.
Слайд 27
–Спасибо вам ребята за помощь. Теперь у нашего солнышка все лучики, а это значит, что злым силам нас не одолеть. Посмотрите наше солнышко стало веселым.
Ребята, давайте составим про солнышко загадку, которую вы можете загадать своим родителям.
Круглое, но не мячик,
Желтое, но не лимон,
Греет, но не лампочка
Что это – правильно Солнце!
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Вот на доске 3ступеньки, а теперь возьмите на столе смайлик, и расположите его на ступеньке вверху - кому занятие очень понравилось, средняя ступенька - понравилось, а нижняя - не
понравилось. А сейчас возьмите человечка и подумайте, кто из вас самостоятельно справился, со всеми заданиями расположите его на верхнюю ступень, кому нужна была помощь на среднюю, а кто не совсем справился то на нижнюю ступеньку. Дети встают, и каждый наклеивает своего человечка, я беру большого человечка - это я располагаю рядом и говорю, а это я ребята, всегда рядом с вами, всегда вам помогу, подскажу. Спасибо за работу!