Вера Пчелина
Конспект занятия «Спешим на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе по теме «Спешим на помощь»
.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности.
Задачи:
1. Развить любознательность, воображение, творческую, коммуникативную активность.
2. Расширить и уточнить знания детей о свойствах воды (заполняя емкость поднимается, растворяет вещества, действует на бумагу и распрямляет ее)
3. Развить речевое словообразование, закреплять правильное произношение звуков ш, с с разной громкостью.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с водой.
Публикация «Конспект занятия „Спешим на помощь“» размещена в разделах
5. Развить активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитать умение взаимодействовать друг с другом в процессе совместной деятельности, культуру поведения.
7. Стимулировать сопереживание персонажу художественного произведения, желание и готовность помочь ему в сложных, проблемных ситуациях.
8. Самостоятельно анализировать результаты.
Ход занятия:
Воспитатель: Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте.
Ребята, я дарю вам это доброе улыбчивое солнышко, передайте его друг другу и улыбнитесь. Давайте и нашим гостям улыбнемся и подарим им частичку доброты и хорошего настроения.
(Дети садятся на стульчики)
Включаю музыку «Шум дождя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(Ответы детей.)
Вы абсолютно правы. Говорить мы будем о воде. Где встречается вода? (Ответы детей)
А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.
А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
Когда дождик на улице — КАП-КАП-КАП-КАП.
А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? (БУЛЬК)
(дети произносят звуки вместе с воспитателем)
Слышим чихание, один раз и еще раз.
Воспитатель: Ребята, будьте здоровы, кто чихает?
(Ответы детей, что они не чихали. Воспитатель заглядывает за дверь и выносит куклу Буратино.)
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (Ответы детей)
Будь здоров, Буратино, а что ты здесь делаешь?
Буратино: Я проходил мимо вашей комнаты и услышал шум воды. А мне, ребята нужно сделать несколько дел, но я не могу самостоятельно с ними справиться. Вы, наверное, знаете, что я обменял свою азбуку на билет в кукольный театр. Я не учился в школе и ничего не знаю о воде. А мне так хочется об этом узнать. Может, вы мне поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино преодолеть его трудности?
Проходи к нам, Буратино. Будем все вместе изучать свойства воды.
Вспоминаем правила работы с водой
(дети повторяют слова за воспитателем и выполняют действия по тексту) :
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда
Фартук – друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
(Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают рукава и надевают фартуки.)
Инструкции:
На столе у детей 3 чашки:
чашка зеленого цвета;
чашка синего цвета;
одна чашка, в ней: камешки, деревянные и металлические предметы.
Расставить тарелочки так:
1. чашку с предметами на середину стола,
2. справа от нее – чашку зеленого цвета,
3. слева – чашку синего цвета,
Разобрать по тарелочкам:
1. деревянные предметы – в чашку зеленого цвета, складывает тот, напротив кого из детей стоит чашка
2. металлические – в чашку синего цвета, складывает тот, напротив кого из детей стоит эта чашка
Камешки останутся в чашке, которая стоит на середине стола.
Воспитатель: Ребята, Буратино говорит, что сегодня ему на пути встретился колодец, правда, воды в нем мало – она на самом дне. Он очень хочет попить воды. Как можно достать воду из колодца? (Дети высказывают предположения. Воспитатель подводит их к мысли об использовании камешков.)
Опыт №1 «Как поднять воду со дна колодца»
Ребята кладут камешки в емкость («колодец») до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев.
Вывод: заполняя колодец, камешки выталкивают воду.
(На доске закрепляю картинку – напоминалку с изображением «колодца».)
Дидактическая речевая игра «Наоборот»
Воспитатель:
Вода была внизу колодца, а сейчас (Наверху)
Воды в колодце было мало, а камешков (Много)
Камешки были сухие, а в колодце стали (Мокрые)
У Буратино нос длинный, а у Пьеро … (Короткий)
Славик худенький, а Карабас – Барабас (Толстый)
Наши дети добрые, а Карабас – Барабас (Злой)
Этот мешочек чистый, а этот (Грязный)
(На столе у каждого ребенка – 2 тканевых мешочка с изображением геометрических фигур, 1 столовая ложка, 1 чайная ложка, 2 стаканчика – 1 пластмассовый с солью, другой – стеклянный с сахарным песком, ванночка с водой.)
Предлагаю детям делать работу одновременно: делимся на счет 1, 2.
1. Взять и положить перед собой мешочек, на котором изображена геометрическая фигура – круг;
2. Взять и положить перед собой мешочек, на котором изображена геометрическая фигура –квадрат;
1. Возьмите в руки чайную ложку;
2. Возьмите в руки столовую ложку;
1. Насыпьте из пластмассового стаканчика в мешочек 3 ложки содержимого. В этом мешочке у вас соль.
2. Насыпьте из стеклянного стаканчика в мешочек 3 ложки содержимого. В этом мешочке у вас сахарный песок.
Воспитатель: Мальвина просила Буратино принести ей соль и сахар для того, чтобы она смогла приготовить обед. Как вы думаете, сможет ли он переплыть реку со своим грузом? (Ответы детей.)
Опыт №2 «Как переправить соль и сахар через реку»
А теперь давайте проверим ваши предположения.
( Работа парами: дети берут маленькие мешочки с солью и сахаром. В тазике вода - река». Мешочки опускают в воду.)
Поплыли! Мешки наши приплыли. Достанем мешочки и отожмем воду. Что произошло и почему?
Вывод: соль и сахар растворяются в воде.
(На доске закрепляю картинку – напоминалку с изображением пакетиков в воде)
Воспитатель: Что вы посоветуете Буратино, чтобы он смог доставить соль и сахар через реку? (Ответы детей)
(На столе у детей картонная коробка и полиэтиленовый пакет.)
Верно, надо взять с собой непромокаемые мешки, например,
полиэтиленовые.
Игровое упражнение «Словообразование»
Вы уже знакомы со сложными словами, которые состоят из двух слов.
Птицы, плавающие в воде (Водоплавающие.)
Соль и сахар растворяются в воде. Какие они? (Водорастворимые.)
Физкультминутка
Буратино потянулся
Раз – нагнулся, два – нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик увидать
Нужно на носочки встать
Руку правую поднять
И легонько помахать
Покружились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Буратино: Ребята, завтра у моей подруги Мальвины день рождения. Я очень хочу подарить ей цветы, но не знаю где их взять. Что мне делать?
Воспитатель: Мне, кажется, Буратино мы с ребятами сможем тебе в этом помочь.
( На столе у каждого ребенка лежат две полоски разной бумаги: одна – картон, другая - писчая, с изображениями предметов.)
Предлагаю:
Выбрать из имеющихся полосок – полоску писчей бумаги
посчитать на ней количество изображенных предметов,
и выбрать цветок, у которого на середине написана цифра, соответствующая количеству изображенных предметов на полоске бумаги.
Опыт №3 «Цветы лотоса»
Вырезанные раннее из бумаги цветки с красивыми длинными лепестками, скручиваем лепестки к центру при помощи карандаша. Далее опускаем цветы в воду. Лотос из бумаги начинает медленно распускаться. Это вода подействовала на бумагу, утяжеляя ее и заставляя распрямиться.
Вывод: бумага в воде намокла и стала распрямляться
(На доске закрепляю картинку – напоминалку с изображением цветов в емкости с водой.)
Воспитатель: Ну что, Буратино, ты узнал сегодня что – то нового?
Буратино: Ребята, мне так понравилось проводить опыты и узнавать, что – то новое.
Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам ещё раз вспомнить что мы узнали о свойствах воды, и в этом вам помогут картинки – помогалочки.
Итак,
• заполняя колодец камешки выталкивают воду;
• соль и сахар растворяются в воде;
• в воде бумага распрямляется.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось проводить опыты, то подойдите к макету голубого облака и прикрепите под ним веселые капельки, если проводить опыты вам было не интересно, - то грустные капельки.
А как, вы считаете, кто по вашему мнению, сегодня был самым активным на занятии. (Ответы детей).
Благодарю всех за работу в лаборатории и приглашаю Буратино: приходи к нам еще, будем экспериментировать!