Наталья Хотякова
Конспект НОД с использованием инновационных технологий для детей с ТНР «В гости к гномам»
▼ Скачать + Заказать документы
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫТЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ДЕТСКИЙ САД «ГАРМОНИЯ»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с использованием инновационных технологий
для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«В гости к гномам»
Подготовил:
учитель – логопед
Хотякова Н. Н.
г. Вытегра
2021г.
Публикация «Конспект НОД с использованием инновационных технологий для детей с ТНР „В гости к гномам“» размещена в разделах
Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Цветы», «Насекомые», развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей; учить образовывать относительные прилагательные;
- закреплять в речи правильное употребление предлогов НА, В, ПОД; умение делить слова на слоги;
- совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений; развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- использовать потенциал музыкотерапии, куклотерапии, биоэнергопластики для создания благоприятного психоэмоционального настроя на занятии, предупреждения тревожности, развития чувства уверенности в себе, активизации мыслительной и речевой деятельности;
- развивать речевое дыхание; точность, плавность и устойчивость артикуляционных движений, координацию движений кистей и пальцев рук;
- формировать умение действовать по словесным инструкциям; способствовать развитию у детей пространственных представлений.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе, взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная игра «Как рождаются цветы», музыкальный центр, музыкальные произведения: «Песенка гномов», Э. Григ «Утро», колокольчик, картинки с изображением цветов, схемы предложений с предлогами, зелёная ткань (цветочная поляна, муляжи насекомых, кукольный домик, перчатки – куклы гномов, игровизоры, маркеры (по количеству детей).
Предварительная работа: дидактические игры по лексическим темам «Цветы», «Насекомые»; работа со схемами предложений с предлогами; разучивание совместных движений руки и артикуляционного аппарата к логопедической сказке «Гномики».
Используемая на занятии здоровьесберегающая технология : биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интелектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Ход образовательной деятельности:
I.Вводная часть. Организационный момент.
Планируемый результат: активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой.
Дети стоят около логопеда.
Логопед: - Колокольчик мой звенит,
Всех ребят собрать велит,
Становись скорее круг-
Ты мой друг, и я твой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Вместе с улыбкой вы передали друг другу хорошее настроение.
II. Основная часть.
Планируемый результат: актуализация знаний, самостоятельное применение полученных знаний на практике.
Логопед: - Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
- А какое время года было до весны?
- Какое время года наступит после весны?
- Какое у вас любимое время года?
- А вот моё любимое время года - весна, потому, что природа весной
просыпается, оживает, поют птицы, расцветают цветы. И сегодня я приглашаю вас в лес в гости к маленьким гномикам.
Импровизация движений в такт стихотворению.
Ну-ка дружно, все шагают,
Никому не отставать, Ходьба на месте
Выше ноги поднимают,
Перешагивают кочки, Ходьба с высоким подниманием колен
Прыгают через пенёчки. Прыжки на двух ногах
Вместе в лес идём гулять! Ходьба на месте
Логопед подводит детей к игрушечному домику.
Логопед: - Посмотрите, а вот и маленький домик. А в этом домике живут малютки - гномики. Давайте превратимся в гномиков и побываем у них в гостях.
Артикуляционная гимнастика под музыку с использованием биоэнергопластики. (песенка гномов)
Логопед рассказывает сказку про гномиков, дети надевают куклы-перчатки (гномы) и выполняют совместные движения руки и артикуляционного аппарата.
Логопедическая сказка «Гномики»
На опушке леса в маленьком домике жили-были гномики. Утром гномы просыпались и потягивались. Артикуляционное упражнение «Бегемотик»
Хмурились и улыбались друг другу. Упр. «Улыбка-трубочка»
Гномы готовили себе завтрак. Они месили тесто и пекли блины. Упр. «Месим тесто», «Блинчик»
А потом приступали к завтраку. Ели блины с вареньем и запивали сладким чаем. Упр. «Вкусное варенье», «Чашечка»
Ели сладкие конфеты. Конфеты были круглые и длинные. Упр. «Футбол», «Толстячки-худышки»
После завтрака гномики выглядывали в окошко, смотрели, какая погода на улице. Упр. «Качели»
И шли гулять по извилистой тропинке. Упр. «Часики»
На улице гномики покатались на лошадке. Упр. «Лошадка»
А потом в лесу собирали грибы. Упр. «Грибок»
Логопед: - Гуляли гномы по лесу, и вышли на цветущую полянку.
Логопед с детьми подходят к поляне с цветами.
Д/И «Какие бывают цветы»
Логопед: - Растения и цветы могут расти повсюду.
-Как, мы называем цветы, которые растут в поле? (полевые цветы)
- Если цветы растут на лугу? (луговые цветы)
- А если в лесу? (лесные цветы) - а в саду? (садовые цветы)
- Как, называются цветы, которые люди выращивают в дома? (комнатные)
- На поляне уже распустились цветы. А вы, ребята, знаете, откуда
появляются цветы? Давайте об этом расскажем.
Д/И «Как рождаются цветы»
Логопед: - У меня есть картинки, на которых изображено появление цветка, но картинки перепутались. Вам необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать об этом.
Работа с интерактивной доской. Дети раскладывают карточки с помощью стилуса в нужной последовательности и рассказывают по ним о рождении цветка.
Логопед: - Какой можно сделать из этого вывод? (Цветы вырастают из семян).
- Я превращаю вас в маленькие семена цветов.
Пластический этюд «Рождение цветка» (под музыку Э. Грига «Утро»)
Зимой в земле спало маленькое семечко. Дети сидят на корточках. Опустив голову и обняв руками колени.
Теплое солнышко пригревало, семечко росло, росло, тянулось к солнышку. Дети медленно поднимают руки вверх.
Сначала маленький росток пробил землю. Начинают медленно подниматься.
У него стал расти стебелёк, потом появились листочки. Разводят руки в стороны.
А потом бутоны. Дети над головой соединяют ладошки вместе.
Бутоны стали раскрываться, и распустились чудесные цветы. Медленно разводят руки над головой.
Цветы поворачивали свои головки за солнышком и радовались свету и теплу. Дети кружатся на месте.
Дыхательная гимнастика (можно с применением ароматерапии)
Логопед: - Давайте закроем глаза и через носик вдохнём лесной воздух, через рот выдохнем и скажем:
- Ах!
- Ах, пахнет!
- Ах, как пахнет!
- Ах, как приятно пахнет!
- Ах, как приятно пахнет цветок!
Логопед: - Ребята, а вы знаете, почему цветы всегда такие яркие красивые и так вкусно пахнут? (Чтобы привлекать к себе насекомых. Насекомые, перелетая с цветка на цветок опыляют растения, чтобы появились семена.)
- На этой полянке, наверное, тоже живут насекомые. Давайте их поищем. В этом, нам помогут подсказки гномов.
Д/И «Где спрятались насекомые»
Логопед раздает детям схемы предложений с предлогами. Дети составляют предложения по схемам и разыскивают насекомых. (Жук спрятался под листочком. Бабочка села на цветок. И т. д.)
Логопед: - Гномы решили тоже посадить цветы на клумбах около своего дома. Давайте вернёмся к домику и поможем им.
Д/И «Помоги гномам посадить цветы» (слоговой состав слова)
- Около дома три клумбы. На первую нужно посадить цветы, в названии которых - один слог. На вторую клумбу - цветы, в названии которых - два слога. На третью - цветы, в названии которых - три слога.
Логопед раздаёт детям картинки с изображением цветов. Они определяют количество слогов и кладут цветы на нужную клумбу.
Игра «Лабиринты» (на игровизорах)
Логопед: - Теперь нужно, чтобы насекомые по - быстрее нашли дорогу к этим замечательным цветам и опыляли их! Давайте им поможем найти дорогу в этих лабиринтах.
Дети рисуют дорожки в лабиринтах.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Планируемый результат: эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
Логопед: - Вот и закончилась наша прогулка по сказочному лесу, пора возвращаться домой. Вокруг себя ты повернись, скорее дома очутись!
- Поделитесь впечатлениями о нашей прогулке. Что вас заинтересовало на занятии?
- Что было интересным?
- А какое задание показалось трудным?
Список литературы:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М. : «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р. Г., Вакуленко Л. С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М. : «Издательство Детство-Пресс», 2011.
3. Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
4. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М. : Арктур, 2001.
Сайты:
1. https://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php - Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.
2. https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html - Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике.
3. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.