Наталья Игнатьева
НОД с интеграцией областей познавательного и речевого развития в подготовительной группе «Времена года. Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с интеграцией областей познавательного и речевого развития в подготовительной группе.
«Времена года. «Зимушка – Зима»
(Составление рассказа с помощью мнемотаблиц)
Цель: Расширять кругозор детей. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.
Публикация «НОД с интеграцией областей познавательного и речевого развития в подготовительной группе „Времена года, Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: картинки на зимнюю тему, ватман для составления рассказа, мнемотаблицы «Времена года», мольберт, цветные маркеры.
Предварительная работа: Знакомство с мнемотаблицами, чтение литературы о временах года, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по опорным схемам, заучивание коротких стихов с помощью мнемотаблиц, наблюдение за изменениями в природе, ведение календаря погоды.
Методические приёмы: Сюрпризный момент, загадки, рассматривание картин, беседа, моделирование, словесные игры и лексико-грамматические упражнения.
Ход занятия:
Организационный момент: (дети встают на ковре в круг)
Восп: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете!
«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям!
Ребята, а какими словами ещё можно поприветствовать друг друга?
(Здравствуйте, добрый день)
Коммуникативное упражнение: Встало солнце рано, рано - добрый день!
Плещут волны в океанах- добрый день!
Улыбаются озера- добрый день!
С высоты кивают волны- добрый день!
И в моё окошко ветер
Постучался на рассвете,
Просыпайся, улыбайся - добрый день!
Восп: Давайте и мы поприветствуем наших гостей и скажем им «Добрый день»
Восп: Занимайте свои места, пожалуйста.
Восп: Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад письмо. Письмо не обычное, а какое – то зашифрованное. Я его посмотрела, и оказалось – это история в картинках, которая произошла с нашей знакомой принцессой из тридевятого королевства. А с ней вот, что произошло: Жила была принцесса. Проснулась она как-то утром, посмотрела в окно, ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвала она слугу и велела ему цветов собрать букет и клубники в саду набрать. Пошел слуга, но вернулся ни с чем. Рассердилась принцесса и решила на пляж сходить, позагорать. Вышла принцесса на крыльцо, а на улице всё белым – бело, снег идёт и сугробы огромные – преогромные! Ничего не может понять принцесса. Закатила она такой шум – гам на весь дворец! Ни кого не слушает, ни кто ей ни чего объяснить не может. Всех перессорила!
Восп: Как вы думаете, что случилось с принцессой?
(Она перепутала все времена года; забыла, что происходит в природе в каждое время года и какое время за каким следует)
Восп: А почему с ней такое произошло? Что её могло запутать?
(Узоры на окне в виде цветов)
Восп: Кто же оставляет такие узоры на наших окнах?
(Дед Мороз)
Восп: (показ картинку)
Восп: Я думаю, что мы свами хорошо знаем все времена года, что сейчас на дворе и сможем рассказать об этом.
Восп: Вот мы и проверим. У меня есть для вас загадки. О каких временах года идет речь?
Если тает снег и лёд,
Звонкий ручеёк течёт,
Распускается листва –
Это к нам пришла (весна).
Если солнце жарко греет,
Если лёгкий ветер веет,
Стало сухо и тепло -
Это (лето) к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это (осень) к нам пришла
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома –
Это к нам пришла (зима)
Восп: Молодцы! Всё правильно отгадали.
Восп: Ребята, а сколько времён года?
(4)
Восп: Кто сможет назвать их по порядку, так как они чередуются, сменяя друг друга в природе?
Посмотрите на наши картины. Правильно они расположены?
Восп: Какое сейчас время года на улице?
(Зима)
Восп: А какая она? Как можно назвать зиму?
(Снежная, холодная, суровая, ледяная, серебристая, белая, морозная, длинная)
Как люди ласково называют зиму? (зимушка) -На дворе зима, а как же
называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)
Восп: Давайте поиграем со словом «зима». Игра называется «Добавь словечко»
Пришла …
Мы ждали …
Мы рады …
Мы встречаем …
Мы будем гулять …
Мы поём песни о …
Восп: Что происходит зимой с природой? Какие изменения происходят в жизни людей, птиц, животных? Давайте расскажем о зиме, а поможет нам вот эта картина. Кто из вас знает, что это? Как это называется?
(Мнемотаблицы)
Восп: Правильно. Это опорные схемы. Для чего они нам нужны?
(Для тог, чтобы легче составлять рассказы)
Примерный рассказ: (Выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет. Люди одевают теплую одежду – шапки, куртки, зимние сапоги, шарфы и варежки. Перелётные птицы улетели на юг, а зимующих птиц подкармливают люди, вешают кормушки, насыпают корм. Лесные звери прячутся в берлогах и норах. А детям очень нравится это время года. Они катаются на санках, лыжах и коньках; играют в снежки, строят снежные крепости.) – 1-2 реб.
Восп: Вот такие рассказы мы можем легко придумать о каждом времени года и никогда не ошибемся как наша принцесса.
Восп: А сейчас мы поиграем. Игра с мячом «Назови как можно больше определений к предложенным мной словам»
Погода какая – снежная, холодная, морозная.
Снег какой – пушистый, белый, легкий, мягкий, серебристый.
Небо какое – серое, низкое, голубое, пасмурное.
День какой – короткий, холодный, морозный, зимний.
Ветер какой - сильный, колючий, ледяной.
Солнце какое –холодное, неласковое.
Вьюга какая – злая, белая, снежная.
Зима какая – длинная, морозная, ветреная.
Восп: Молодцы, ребята! А сейчас мы вернёмся на свои места. Я вам хочу прочитать небольшой рассказ о зиме, а вы слушайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.
Рассказ воспитателя «Зима»
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери
спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на санках.
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
-Как выглядят деревья зимой?
- Куда спрятались звери?
- Кто рад зиме?
- Что делают дети зимой?
Восп: А теперь с помощью вопросов мы попробуем сами составить мнемотаблицу к нашему рассказу. Я сделала заготовку для нашей мнемотаблицы – разделила лист ватмана на шесть прямоугольников, где в каждом прямоугольнике мы схематично будем зарисовывать ответ на вопрос.
Восп: Вот, что у нас получилось. А сейчас с помощью этой схемы мы попробуем составить рассказ.
(1 реб составляет рассказ)
Восп: Ребята, скажите проще составлять рассказ с помощью мнемотаблицы?
(Да.)
А сейчас послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?»
(дать установку: запомните что правда, а что нет в этом стихотворении)
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
И зимой среди ветвей,
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
(дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили)
- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Что было трудно?
- Что вам понравилось? Восп: Мне тоже очень понравилось, как прошло наше занятие. Вы были такими активными, внимательными, дружелюбными. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся друг другу, а нашим гостям скажем: «Спасибо за внимание»