Семенова Наталья Ивановна
Конспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 9» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить с числом и цифрой 9.
Закреплять представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа.
Закреплять пространственные отношения «над - под».
Развивать логическое мышление, умение выявлять и продолжать закономерность.
Воспитывать интерес к математическим заданиям, умение доводить начатое дело до конца.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Число и цифра 9“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
Активизировать в речи детей названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) и форм (конус, цилиндр, куб).
Упражнять детей в согласовании слов при использовании предлогов над и под (красный треугольник над зелёным кругом; желтый конус под синим цилиндром).
Материал:
Демонстрационный – изображения 9 грибов и 9 орехов; игрушка белочки, картинки загадки; картинка к стихотворению О. Нэша; картинки для отработки отношений «над - под», цифровые карточки 1 – 9.
Раздаточный – цифровые карточки 1 – 9; карточки для нахождения закономерностей, листки для рисунков, цветные карандаши.
Ход занятия
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель. Дети, посмотрите на меня. Я вас очень рада видеть, вы все улыбаетесь. У вас хорошее настроение, и у меня отличное настроение от этого. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Молодцы! А теперь тихо пройдите за столы и приготовьтесь меня слушать.
Дети садятся за столы.
1. Образование числа 9. Цифра 9.
- Белочка готовится к зиме. (На фланелеграфе вперемешку расположены 8 грибов и 8 орехов. Рядом на столе цифровые карточки от 1 до 9). Она собрала в свою кладовочку много плодов. На какие части можно разбить все плоды, которые заготовила Белочка к зиме? (Орехи и грибы).
- Сколько орехов собрала белочка? Посчитайте и поставьте нужную цифру. (8).
- Сколько грибов? Какую цифру нужно поставить? (8).
- Что можно сказать о количестве грибов и орехов? (Орехов столько же, сколько грибов. Их поровну, по 8).
- Как расположить грибы и орехи чтобы сразу стало видно, что их поровну? (Орехи и грибы дети размещают один под другим).
- Белочка нашла ещё один орех. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе к орехам ещё один).Чего теперь больше? (Орехов больше).
- Посчитайте их. (Считают до 9).Число девять обозначается цифрой 9. (Выставляется цифра 9). Запомните её.
- Как получили 9 орехов? (К 8 орехам прибавили ещё 1).
- Какое число больше – 8 или 9? На сколько? Какое число меньше? (9 на 1 больше 8, а 8 на 1 меньше 9).
- Как сделать, чтобы грибов и орехов стало поровну? ( обсуждаются 2 способа: добавить 1 гриб или убрать 1 орех).
- Сосчитайте от 1 до 9. Сосчитайте от 9 до 1
- Белочка хорошо потрудилась. Теперь её запасов хватит на всю зиму. Давайте сделаем подарок Белочке-труженице и нарисуем для ней бусы. Возьмите листочки с изображением ниточки для бус, цветные карандаши и нарисуйте на ниточке 9 цветных бусинок.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
- Дети, с какой новой цифрой мы сегодня познакомились? Найдите её на своих карточках и положите перед собой. На что похожа цифра 9?
Цифра девять, иль девятка, -
Цифровая акробатка :
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.
Девять как и шесть, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз.
Девятка – убедитесь сами –
Похожа на шесть вверх ногами,
Похожа на дверной крючок,
На перевёрнутый замок.
2. Игра «Загадки».
- Я предлагаю вам поиграть в игру. Разложите перед собой цифры от 1 до 9. Я буду загадывать загадки про цифры, вы их отгадывать, показывать цифру мне и переворачивать её лицом вниз.
- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Маше и медведях (3).
- Переверните цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (5).
- Переверните цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (6).
- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке (7).
- Переверните цифру, которая показывает, сколько окон у нас в группе (4).
- Переверните цифру, которая показывает, сколько у человека глаз (2).
- Переверните цифру, которая показывает, сколько предметов на картинке (8).
- Давайте проверим, какие цифры остались на ваших столах. (1 и 9). Молодцы! Все справились с заданием.
3. Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три!
Ножками потопали – раз, два, три!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три – дыши ровней!
Ручками похлопали – раз, два, три!
Ножками потопали – раз, два, три!
4. Отношения «над - под».
- Дети, послушайте стихотворение американского поэта Огдена Нэша «Соседи сверху» (иллюстрирует картинкой).
Соседи наши сверху – чудаки:
От них всегда трясутся потолки.
У них весь день то пляска, то игра –
Их вечеринки длятся до утра.
Всё время слышим сверху «бум» да «хлоп»!
У них включают душ – у нас потоп.
Они поют – трясётся весь этаж,
Их телевизор заглушает наш!
Весь день у нас над головой возня,
Толчки и грохот, стук и беготня…
Эх, поселить бы их не НАД, а ПОД,
А лучше бы – совсем подальше от,
- Как вы думаете, если мы живем на первом этаже, на каком этаже живут соседи, о которых идёт речь в этом стихотворении?
- А если мы живем на 3-м, 6-м, 8-м, 2-м этаже?
- Герои стихотворения хотят поселить шумных соседей не НАД собой, а ПОД. На каком этаже надо поселить соседей, если герои живут на 2-м, 5-м, 9-м, 7-м этаже?
- Дети, сейчас я буду показывать вам картинки с двумя геометрическими фигурами, расположенными одна над другой, а вы постараетесь описать их, используя предлоги НАД и ПОД. Например: На этой картинке красный треугольник над зелёным кругом.
Воспитатель показывает детям 4 – 5 картинок. Во время ответов детей следит за правильностью согласования слов.
5. Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
- А теперь продолжим работу. Послушайте интересное задание.
6. Поиск закономерностей.
- В квартире решили сделать ремонт и выложить плитку в ванной комнате. Вот так:
(Каждому ребёнку даётся лист, на котором изображено начало работы. В зависимости от подготовки детей уровень сложности задания может быть разным).
- Надо закончить работу и раскрасить нужные квадратики, не нарушая начатого рисунка.
7. Подведение итога.
Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо потрудились. Успели выполнить много интересных заданий. Что понравилось больше всего? А что показалось трудным? Вот какая трудная и интересная наука – математика.