инна шишелова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «С природой будем мы дружить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование понятия у детей о неразрывной связи человека и природы в познавательно - исследовательской деятельности.
Образовательные:
Выявлять взаимодействия живой природы и человека с помощью использования методов и приемов ТРИЗ.
Закреплять правила поведения в природе, умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Знакомиться с Красной книгой Иркутской области; выявить ее значимость, мотивировать детей к самостоятельному поиску информацию о редких видах животных и растений.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „С природой будем мы дружить!“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учиться самостоятельно составлять загадки; выделять характерные признаки, действия, путем сравнения с другими объектами.
Вырабатывать навык мыслить системно с пониманием происходящих процессов; видеть объект, в структурном, функциональном, временном аспектах.
Учиться правильно формулировать вопросы, продуктивно - поискового характера, классифицировать объекты живой и не живой природы. Развивающие:
Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между миром природы и последствиями деятельности человека.
Стимулировать стремление детей активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.
Развивать психические процессы, познавательную активность.
Обогащать словарный запас новыми терминами и понятиями.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Словарная работа: Красная книга, живая - не живая природа, гуманное отношение, будущее, прошлое, клыки, мускусная железа, олень Кабарга, травоядное животное, безрогий, редкий вид, детеныш, промышленные отходы.
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Культурно – смысловой контекст (КСК) : продолжать заботиться о природе : бережно относиться к животным, растениям, соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, книг, фотоальбомов о природе родного края, показ презентаций на тему «Живая – не живая природа», беседы «Природа - наш дом», «Правила безопасного поведения в лесу», «Дружба человека с природой», знакомство с Красной книгой Иркутской области, просмотр видео роликов по данной теме, рассматривание энциклопедий.
Чтение художественной и познавательной литературы: Е. Чарушин «Что за зверь?», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Г. Снегирев «След оленя», русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Зимовье», «Бременские музыканты», «Мороз, солнце и ветер». Сборник дидактические игр по теме «Живая – не живая природа», составление загадок по технологии ТРИЗ о животных и растениях, работа с системным оператором с объектами животного и растительного мира.
Оборудование: фонограмма пения птиц, презентация «Правила поведения в лесу», «Системный оператор», мультимедиа, сигнальные кружки, фишки, медальки, Красная книга, мяч, декорации леса, карандаши, бумага.
Ход, организационный момент:
Воспитатель: (встают в круг)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг,
Слева – друг, и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Подарите свои улыбки друг, другу, чтобы весь день было прекрасное настроение.
Воспитатель:
- Ребята, а вы умете отгадать загадки, тогда слушайте внимательно!
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло - голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа)
Воспитатель:
- Правильно ребята в загадке говорится о природе. Как вы думаете, а что такое природа? (ответы детей). Обобщаю, природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака, моря.
Воспитатель:
- Может ли человек жить без природы? (ответы детей). Да, природа нас кормит, защищает, обувает, одевает и лечит.
Воспитатель:
- Жизнь всех людей тесно связана с природой! Вода нужна, чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа даёт нам жизнь. Я приглашаю вас на нашу лесную полянку (Дети садятся на стулья).
Звучит запись пения птиц.
- Ребята, слышите, интересно, чьи это голоса? Где их можно услышать? (в лесу).
- А вы были в лесу? Я предлагаю вам вспомнить, что вы видели, слышали, чувствовали, когда были в лесу. Вспомнить эти ощущения, нам помогут картинки.
Входит Лесовичок.
- Здравствуйте, а что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?
Воспитатель:
- Добрый день Лесовичок, мы решили с ребятами прогуляться по лесу.
Лесовичок:
- Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель:
- Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Лесовичок:
-Так и быть, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. На экране будут появляться картинки. Вы с помощью сигнальных карточек покажете: хорошо или плохо ведут себя дети в лесу? Если дети поступают правильно, то покажете зелёный кружок, а если неправильно – красный.
Лисовичок:
- Ай да молодцы, ребята! Все правила знаете, тогда добро пожаловать в мой лес!
Лесовичок:
- Запомните, ребята, эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения. Дети прощаются с лисовичком.
Воспитатель:
- Ребята, Лесовичек, хозяин леса, он его оберегает и охраняет.
- Ребята, а вы умеете дружить?
- Как вы думаете, кто такой друг?
- А с кем можно дружить? А вы знаете, что можно дружить с природой?
- Как вы думаете, в чём может проявляться наша дружба с природой? ( предполагаемые ответы детей: беречь, охранять, ухаживать).
- Люди не всегда поступают гуманно с природой : вырубают леса, бездушно истребляют животных, загрязняют водоемы промышленными отходами, в результате пожаров гибнут редкие виды растений, поэтому учёные решили создать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать. Хотите на неё посмотреть? (показ Красной книги)
- Ребята, почему она так называется, Красная книга? (ответы детей).
- Верно, красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!».
- Сегодня я познакомлю вас с одним из представителей природы, но, к сожалению, он тоже занесен в Красную книгу, а поселился он в этом волшебном домике (на экране системный оператор, о ком пойдет речь, вы догадаетесь сами, с помощью игры данетка. Дети отгадывают загадку.
- Молодцы ребята, это олень Кабарга.
- Познакомиться ближе с этим удивительным и редким животным нам поможет волшебный лифт (системный оператор).
- Обратите внимание на средний этаж, показываю картинку с изображением оленя Кабарга.
- Кто это? Какой он? (безрогий, маленький и самый редкий олень, быстрый, пугливый, осторожный).
- А теперь спустимся на нижний этаж, посмотрите внимательно, что есть у оленя? (дети перечисляют части тела).
- Что интересного есть в строении его тела? (Задние ноги длиннее передних). На какого зверя похож олень Кабарга? (кенгуру).
- Поднимаемся на верхний этаж.
- Где мы можем увидеть оленя Кабарга? (по телевизору, в книге, в лесу, в зоопарке, в компьютере).
- Как вы думаете, почему его еще называют, Сибирский Кабарга? (живет в Сибири).
- Чем он питается? (растительной пищей, значит это, какое животное? Правильно, Кабарга - травоядное животное.
- Является ли это животное, стадным? (нет) Почему? (предпочитает жить в одиночку).
- А теперь перемещаемся на следующий этаж. Поговорим о его прошлом.
- Кем олень был раньше? (маленьким олененком, детенышем). А теперь давайте попробуем заглянуть в его будущее, что его ожидает? (старость, могут убить охотники).
- Ребята вам понравилось путешествовать на волшебном лифте? Вы познакомились с одним из представителей животного мира, занесенным в красную книгу, а теперь я предлагаю вам не большую разминку.
Физкультминутка:
Природу надо охранять («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать (приседают)
В лесу костры не разжигать (топают ногами)
С природой будем дружно жить (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить! (прижимают руку к груди)
- Ребята, вы очень любите природу и много знаете о ней, предлагаю вам поделиться своими знаниями в викторине «Знатоки природы». Нам нужно разделиться на две команды, с помощью этих фигур. (предлагаю детям фишки, делятся на команды). Придумайте название командам.
Первое задание, «Придумай загадку» по трем отличительным признакам….
Второе задание, игру «Кто я?». Я буду вам кидать мяч и задавать вопросы, а вы должны правильно ответить на них;
- Я умею кусаться. Кто я? (комар, собака, змея, волк, лиса, акула)
- Я умею ползать. Кто я? (змея, гусеница, червяк, жук, муравей)
- Я умею летать. Кто я? (бабочка, птица, майский жук, комар, стрекоза)
- Я умею прыгать. Кто я? (кузнечик, заяц, антилопа, кенгуру, лягушка, воробей).
- Молодцы ребята!
Третье задание: игра «Закончи предложение и покажи движение».
- Хитрая, как ….
- Быстрый, как…
- Голодный, как…
- Неуклюжий, как…
- Итак, последнее задание. Каждой команде я буду задавать вопросы, а вы должны правильно на них ответить.
- У какого животного самая длинная шея? (жираф)
- Кто из животных на себе дом носит? (улитка)
- Какое растение может нас обжечь? (крапива)
- Самый крупный хищник на земле? (белый медведь)
- Кого называют «лесным доктором»? (дятел)
- Время года, когда просыпается природа? (весна)
- У какого животного есть иголки? (ежик)
- У какого дерева белый ствол? (берёза)
Ребята, вы все отлично справились с заданиями викторины, предлагаю командам пожать друг другу руки, победила дружба! (раздаю детям медальки).
Рефлексия:
- Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали на занятии?
- Что понравилось больше всего? В чем вы испытывали затруднение? (ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам привнести свой вклад в защиту природы, что бы все бережно и уважительно относились к ней, мы нарисуем листовки и раздадим их детям нашего детского сада. Дети рисуют листовки.
Да, ребята, для того чтобы шумели леса, пели птицы, летали бабочки, необходимо каждому соблюдать несложные правила и быть другом природы. И я очень горжусь тем, что вы всё это знаете и умеете!