Юлия Казначеева
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному развитию (ознакомление с природой) «Жизнь лесных животных зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять представления детей о жизни лесных животных в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представления о приметах зимы, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных, о том, как они живут в зимний период, умение определять их отличительные признаки
Развивающие :
Обогащать и активизировать словарь по теме, развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному развитию (ознакомление с природой) „Жизнь лесных животных зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга
Предварительная работа:
-наблюдение за изменениями в природе зимой (прогулка,
-беседы о зиме; о подготовке лесных животных к зиме, их жизни в зимний период
- рассматривание картин с изображением лесных животных, обсуждение содержания
- чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (ознакомление с природой, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Использование современных технологий:
Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающая, игровая (дидактические игры, ИКТ
Материалы к занятию:
Каточки-модели «Признаки зимы», колокольчик, схема описание диких животных, проектор, презентация
Время реализации НОД: 20 минут
Содержание непосредственно-образовательной деятельности
Приветствие в кругу:
Воспитатель:
Собирайтесь вместе в круг.
Я твой друг, а ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Воспитатель:
- Ребята, скажите какое сейчас время года? (зима)
- Зима - прекрасное и удивительное время года. Не перестает она нас восхищать своими чудесами. Все изменилось в природе с ее приходом. А давайте вместе вспомним признаки зимы. Сейчас я буду показывать карточку, а вы называть признак (Становится очень холодно, солнце светит, но не греет, выпадает много снега, дни становятся короче, а ночи длиннее). Правильно ребята.
Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок)
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в зимний лес, а поможет мне в этом волшебный колокольчик.
(воспитатель звонит в колокольчик – на экране появляется лесной зимний пейзаж, звучит музыка)
Слайд 1 (фильм)
Воспитатель:
- Посмотрите, как прекрасен зимний лес.
Всюду снег; кругом всё тихо;
Зимним сном природа спит,
И сквозь туч - седых и хмурых -
Тускло солнышко глядит.
- С приходом зимы начинает казаться, что природа заснула, но это только кажется, посмотрите внимательно на снег. Что вы там видите? (следы)
Слайд 1 (презентация)
Воспитатель:
- А чьи это следы (животных) А как мы называем животных которые живут в лесу? (дикие животные) Предлагаю посмотреть, как живут лесные животные в зимний период, но чтобы узнать к каким животным мы сегодня попадем в гости, давайте отгадаем загадки:
1. Загадка
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет?
Ответ: белка
(на экране появляется изображение белки)
Слайд 2 (презентация)
Воспитатель:
- Правильно это белка. Она шубку поменяла, на более теплую.
Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
Слайд 3 (презентация)
Воспитатель:
-Правильно, грибы белка сушит, натыкая их на острые веточки, а орехи и шишки в ямки прячет, которые сама и выкапывает. Этим белочка и питается зимой.
Как называется домик у белки? (ответы детей)
Слайд 4 (презентация)
Воспитатель:
-Внутри свое жилище зверек выстилает листьями, что бы в сильные морозы в нем было тепло.
Воспитатель:
-Я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз «БЕЛКА»
Белка дятла поджидала,
Гостя вкусно угощала.
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Ну-ка дятел посмотри!
Вот орехи — раз, два, три.
(Смотрят вверх-вниз.)
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).
2. Загадка
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
(на экране появляется изображение зайца)
Слайд 5 (презентация)
Воспитатель:
- Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом? А зимой? Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белее хвост, потом задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спинка, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
Слайд 6 (презентация)
Как заяц спасается от хищников? (ответы детей)
Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
А есть ли у зайца дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью заяц выходит добывать себе еду. Какую? (ответы детей)
Воспитатель:
- А сейчас я вам предлагаю поиграть
Дидактическая игра
«Найди зайца, непохожего на других»
-Посмотрите внимательно на этих зайцев и скажите, кокой не похож на других и чем он от них отличается? (все большие, а один маленький)
Слайд 7 (презентация)
А на этой картинке, какой заяц лишний и почему? (все серые, а один белый)
Слайд 8 (презентация)
Воспитатель:
- А сейчас я превращу в маленьких зайчиков, и позову к себе на полянку.
Физ. минутка «Зайчики»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. (Дети показывают.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, ( Показывают: холодно, и трут ладонями рук друг о друга.)
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (Встают, показывают, что холодно.)
Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.)
3. Загадка
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк).
(на экране появляется изображение волка)
Слайд 9 (презентация)
Воспитатель:
- Давайте попробуем рассказать о волке. (Педагог демонстрирует план - схему описательного рассказа. Дети, совместно с воспитателем, составляют рассказ о животном.)
(План-схема)
Волк к зиме приготовился, шерсть его за лето и осень отросла и стала густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.
Слайд 10 (презентация)
Волки зимой живут семьями – это волчья стая. Днем они чаще всего спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». И действительно, в поисках пищи он пробегает много километров.
Слайд 11 (презентация)
Воспитатель:
А вот еще один лесной житель.
4. Загадка
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее… (лиса).
(на экране появляется изображение лисы)
Слайд 12 (презентация)
Воспитатель:
- Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? (ответы детей)
Слайд 13 (презентация)
Воспитатель:
- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать. Вот такая она ловкая.
- Лиса – любимая героиня русских народных сказок. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая лиса) Давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых одним из героев была лиса.
Дидактическая игра
«Узнай сказку»
(дети отгадывают название сказки по иллюстрации)
Слайд 14 (презентация) Колобок
Слайд 15 (презентация) Заюшкина избушка
Слайд 16 (презентация) Лисичка-сестричка и Серый волк
Слайд 17 (презентация) Кот и Лиса
5. Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой … (медведь)
(на экране появляется изображение медведя)
Слайд 18 (презентация)
Воспитатель:
- Ребята делает медведь на зиму запасы? Почему? (ответы детей) Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Давайте вспомним, как мишка себе берлогу искал…
Пальчиковая игра «Мишка косолапый»
Слайд 2 (фильм)
Мишка косолапый по лесу гулял,
Для своей берлоги место выбирал.
Под сосной высокой землю стал копать,
Выкопал берлогу и улегся спать.
Звездочки-снежинки падали с небес,
Снег покрыл дорожки, и дома, и лес.
И всю зиму ветер в том лесу шумел,
И всю зиму мишка под сосной храпел.
Слайд 19 (презентация)
Воспитатель:
- Сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеялом, тепло будет там медведю.
Воспитатель:
- Ну а нам пора возвращаться в детский сад
(воспитатель звонит в колокольчик – на экране появляется фото детского сада)
Слайд 20 (презентация)
Воспитатель:
- Понравилось вам наше зимнее путешествие? О каких животных мы сегодня говорили? Что вы нового узнали?
- Вы сегодня большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать… А я для вас приготовила подарок (раскраски по теме «Лесные животные») в свободное время вы сможете разукрасить полюбивших вам лесных зверей.