Людмила Полюхова
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала».
Цель: развивать у детей интерес к родному краю, как части России, к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Задачи: - познакомить детей с народами Свердловской области;
- развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы и блюда, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала;
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Народы Среднего Урала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, что такое Родина? Есть замечательные стихи Владимира Степанова, послушайте, пожалуйста.
Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки, идём. (слайд 2)
Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём…
- Родина – это земля, где ты родился. Мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы уже знаете, как называется наша страна? (ответы детей)
- Да, вы родились в России, (слайд 3) у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия, а много лет назад наша Родина называлась Русь, земля русская (слайд 4)
- А как вы думаете, как называют всех людей, живущих в нашей стране? (высказывания детей)
- Родину любят, (слайд 5) берегут, защищают – так было всегда, во все времена. В народе говорят : «Русский человек без Родины не живёт». Родина – это то, что объединяет всех людей, в независимости от их национальности, живущих в одной стране. Мы все Россияне, мы говорим на одном языке, все горячо любим свою Родину.
- Ребята, давайте посмотрим на карту России (слайд 6). Посмотрите, какая большая наша страна, в которой мы живём.
- Ребята, как называется то место России, где мы с вами живём? (высказывания детей)
- В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил своё название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг (слайд 6).
- Урал – это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
- Ребята, мы с вами живём на Среднем Урале (слайд 7). Посмотрите на карту, находим Средний Урал.
- А как называется область, в которой мы живём? (Свердловская) (слайд 8).
- Сегодня мы поговорим с вами о народах, которые проживают в Свердловской области.
- Посмотрите друг на друга. Мы все одинаковые? (нет) Правильно, потому что среди нас есть русские, татары, удмурты, марийцы - народы разных национальностей.
- Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, кожи, волос)
- Каждый народ говорит на своём языке. Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.
- Ну что давайте знакомиться с народами Свердловской области.
РУССКИЕ (слайд 9)
- Ребята, на каком языке говорят русские? (на русском)
- Рассмотрите русский национальный костюм. Скажите, какую одежду носили русские люди?
- А кто знает национальные праздники? (Крещение – слайд 10, Масленица – слайд 11, Пасха – слайд 12).
- Ребята, в нашей группе большинство ребят русской национальности, и мне хотелось бы узнать, какие национальные блюда русской кухни вы знаете? (слайд 13).
ТАТАРЫ
- А сейчас познакомимся с другими народами, проживающими в Свердловской области. Это татары (слайд 14).
- Ребята, посмотрите, на татарский костюм и скажите, чем он отличается от русского? (слайд 15).
- А татары, на каком языке говорят? (на татарском). Сейчас нам Данис расскажет небольшое стихотворение на татарском языке.
- Кто знает татарские национальные праздники? Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй (слайд 16). Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остаётся борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, наверху которого повешен приз и т. д. Одновременно проходят выступления певцов, танцоров.
- У нас в группе есть несколько ребятишек этой национальности. Скажите, пожалуйста, а вы знаете блюда национальной кухни? (слайд17).
БАШКИРЫ.
- Ну что знакомимся со следующими народами нашей области. Это башкиры.
- Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм. Чем он украшен? (слайд 18).
- Башкиры известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.
- У башкиров тоже есть свои национальные праздники. Каргатуй (слайд 19)- вороний праздник, проводится в марте. Посвящён весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока каша варилась, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а центре их – яркие скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.
Джиин (слайд 20) – общественный праздник нескольких деревень. Как правило, он устраивается в летнее время. Джиин также известен своими спортивными соревнованиями, родственными встречами, играми и развлечениями. Во всех этих праздниках, особенно в их спортивной части, обязательно принимали участие дети, подростки, молодёжь.
- Давайте посмотрим национальные блюда башкир (слайд 21).
- А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в башкирскую народную игру «Волк и зайцы». Организация игры: для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети – зайцы. Волк прячется – приседает на одной стороне площадки, а дети (зайцы) стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «Зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке: «Белый заяц, мягкий заяц в гости к нам пришёл. Ушки длинные. Короткий хвост». На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей. Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
- Ну что отдохнули? Продолжаем знакомиться с народами Свердловской области.
МАРИЙЦЫ (слайд 22)
- Это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев являются земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота. Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепёшки.
- Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов (слайд 22).
- Также у марийцев есть свои национальные праздники.
Пеледыш Пайрем (Праздник цветов) (слайд 23) – отмечается 12 июня. Название праздника говорит само за себя – это праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Он совпадает с официальным праздником – Днём России, поэтому является выходным днём.
Конга Пайрем (Праздник печки) (слайд 24) – отмечается 12 января. Хозяйки готовят национальные блюда, приглашают гостей на большие обильные застолья.
- А на каком языке говорят марийцы? (на марийском). Я предлагаю вам послушать знакомую детскую песенку на марийском языке. Я думаю, что вы догадаетесь, как называется эта песенка (слушание песни).
- Итак, догадались, как называется эта песенка? («Антошка»). Совершенно верно. Молодцы!
- А какими же национальными блюдами угощали хозяйки своих гостей? Давайте посмотрим на экран (слайд 25).
УДМУРТЫ
- Ну что давайте познакомимся ещё с одним народом нашей области. Это удмурты. Традиционным занятием удмуртов тоже является земледелие и животноводство.
- А теперь рассмотрите, какой красивый удмуртский национальный костюм. Чем он вам нравится? (слайд 26).
- Так же как и у других народов у удмуртов тоже есть свои национальные праздники.
Гырыны Потон – праздник первой борозды (слайд 27). В день праздника проводились конские скачки. Считалось, кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.
Гырон Быдтон – завершение весенних работ (слайд 28). На удмуртских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.
- А на каком языке общаются удмурты? (на удмуртском). Сейчас я вам хочу предложить послушать известную детскую песенку на удмуртском языке. Определите, что это за песенка (слушание песни). Узнали песенку? («Маленькой ёлочке…») Совершенно верно. Я и не сомневалась, что вы узнаете песню. Вам понравилось, как необычно и красиво звучала песенка на удмуртском языке? (ответы детей).
- Ну и конечно у удмуртов тоже есть свои национальные блюда. Посмотрите на экран (слайд 29).
- Все национальности в нашей области живут в мире и согласии. У нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие народы проживают в Свердловской области? (ответы детей).
- Понравилось вам занятие? Что больше всего вам понравилось и запомнилось?
- Ребята, наша страна, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей группе есть татары, русские и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся! Мы разные, но мы вместе! (слайд 30).