Алена Попова
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Народы Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
организации непосредственно-образовательной деятельности
Поповой Алены Александровны
Группа : подготовительная
Тема: «Народы Урала»
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Вид НОД: ознакомление с предметным и социальным миром.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Форма проведения: игра-путешествие
Публикация «Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Народы Урала“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Форма организации деятельности детей : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Цель:развитие у детей познавательного интереса через ознакомление их национальными костюмами, традициями и обычаями народов Урала
Планируемый результат:
- Дети проявляют интерес к историческому прошлому, миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
- Проявляют самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно исследовательской деятельности;
- Имеют представления о национальных костюмах народов Урала (русские, татары, башкиры).
- Проявляют интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
- Имеют представления об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиции, обычаи, праздники) представителей разных национальностей жителей родного края - Урала.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к народам, проживающим на Урале.
Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
Развивающие задачи:
Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.
Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиции, обычаи, праздники) представителей разных национальностей жителей родного края - Урала.
Обучающие задачи:
Формировать представления о национальных костюмах народов Урала (русские, татары, башкиры).
Познакомить детей с культурой и традициями народов Урала (русские, татары, башкиры).
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы :
Никита – воспитывать волевые качества личности.
Слава – воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
Саша – воспитывать умение внимательно слушать
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ПРИКАЗ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
3. Толстикова О. В., Савельева О. В. «Мы живем на Урале»
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
•построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
•содействие и сотрудничество детей и взрослых.
•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
•формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
•создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
•воспитание через взаимодействие;
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности,принцип систематичности и последовательности.
Средства:Наглядные – картинки с изображением костюмов, альбом. Мультимедийные (презентация)
Этапы деятельности, методы, деятельность педагога, деятельность детей, планируемый
результат
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача:
сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности.
Беседа, художественное слово
Здравствуйте ребята!
Послушайте стихотворение.
Холодное небо, прозрачные дали
Громады застывшие скал.
Этому краю недаром дали
Гордое имя – Урал.
Урал – это значит земля Золотая.
Урал – это рек полноводный простор.
Это леса, что как волчьи стаи,
Кольцом окружили подножия гор.
Светом заводов искрятся дали,
Гремят поезда между глыбами скал.
Этому краю недаром дали
Славное имя – Урал.
(В. Николаев)
Что вы знаете о нашем родном крае? Посмотрите на картинку, что на ней изображено (национальный костюм). Кто в древности ходил в таких костюмах? Хотели бы вы узнать? Я хочу отправиться в путешествие по Уралу на воздушном шаре. Хотели бы вы со мной? Посмотрите, какой красивый воздушный шар. Хотели бы вы на нем отправится в путешествие?
Воспитатель показывает картинку с изображением воздушного шара.
Ребята, в процессе путешествия мы будем фотографировать народы Урала. а потом создадим альбом.
Деятельность детей на этапе : Дети вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями
Дети настроились на познавательную деятельность, проявили интерес.
2 Основной этап
2.1В гостях у русского народа
Задача:
- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
-Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности. Формировать представления о национальных костюмах народов Урала.
Методы: Частично-поисковый, беседа
- Ребята, занимайте свои места на воздушном шаре.
Закройте глаза. Мы с вами летим. Мы пролетаем на Уралом. Посмотрите какие красивые леса, какие большие и длинные реки на Урале. Красивая природа, высокие горы. Первая наша остановка, это село, где живут русские.
Воспитатель показывает презентацию.
- А вот и они. Посмотрите на этот костюм. Его носили РУССКИЕ.
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Люди носили кафтаны. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица. До замужества девушки носили венки, ленточки, повязки. Прическа была - коса или распущенные волосы. Замужние женщины носили кокошники. Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
Мужчины издавна носили клетчатую рубаху с прямыми и скошенными рукавами, с застежками и разрезом на левой стороне груди, невысоким стоячим воротником, а также полосатые штаны – порты. Рубахи подпоясывали узким поясом – тельником.
Мужской и женской обувью служили лапти с круглым носком.
Русский народ любили праздники. Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки - водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по- особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.
Русский народный праздник – РОЖДЕСТВО. Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли - Святки
Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры.
- Ребята, хотите поиграть в русскую народную игру? Тогда послушайте правила игры.
Игра называется «3 движения». Я – ведущая буду показывать вам 3 движения. Вы их повторяете и запоминаете. 1 движение - поднять руки вверх. 2- присесть, 3- хлопок над головой. Когда я называю вам номер, вы выполняете это движение.
- Молодцы ребята, весело поиграли.
Деятельность детей на этапе : Высказывают предположения; слушают воспитателя
Дети слушают рассказ воспитателя. Дети играют в игру.
Планируемый результат: Дети проявляют детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Проявляют познавательную инициативу в разных видах деятельности. Формировать представления о национальных костюмах народов Урала.
2.2В гостях у башкир
Задача:
- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Методы: Беседа
Демонстрация
Иллюстрация
Мы отправляемся дальше. Летим на нашем шаре.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение
- Посмотрите, ребята, на пути у нас деревня, а живут в ней
Башкиры
Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.
С давних пор башкиры занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед.
Давайте посмотрим на их костюмы:
Ткани украшались красными узорами по белому фону. Женщины носили рубахи и штаны. Грудной разрез рубахи выделяли пришитыми полосками яркой ткани. В будние дни женщины носили передники. Шили их из разноцветных тканей. В украшениях женского костюма выделялся нагрудник из разноцветных кусочках ткани. Мужские рубахи имели черно-красную расцветку. Поверх рубах и штанов мужчины и женщины носили камзолы – кофты. Женские камзолы были безрукавными или с коротким рукавом. А мужские имели длинный рукав. Также носили кафтаны и шубы. Замужние женщины носили в виде головных уборов покрывала или шапки. Под головной платок одевали налобную повязку.
Мужчины надевали шляпы, шапки с мехом и тюбетейку, украшенную из золотых и серебряных нитей. Из обуви носили лапти и галоши.
Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами, такими как: бак беляш, кэкры, чак-чак. Мы сегодня приглашаем всех своих гостей к праздничному столу.
Вот мы и познакомились с башкирами, отправляемся дальше
Планируемый результат: Дети проявляют детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
2.3 В гостях у татар
Задача:
- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Методы: Беседа
Демонстрация
Иллюстрация
Воспитатель включает музыкальное сопровождение
- Вот виднеется следующая деревня, а живут в ней
Татары
Посмотрите на костюмы татар. Мужчины предпочитали темно-зеленые, черные и темно-красные кафтаны. Камзолы (мужская одежда до колен)были из дорогих шелковых и шерстяных тканей. Женщины носили маленькие шапочки. Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди, женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились с мелкими яркими узорами. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой. Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек).
- Ребята, хотели бы вы поиграть в татарскую игру?
Цель игры: развитие внимательности, ловкости.
Дети садятся в один ряд, на против них садится водящий, ему завязывают глаза.
- Ребята, кто хочет быть водящим? Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то он быстро пытается поймать игрока – заляпать его. Если водящий не успел поймать игрока, выбирается другой водящий. Кто больше угадал игроков тот и победил.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.
Мы снова летим на воздушном шаре и подлетаем к детскому саду.
Вот мы и вернулись.
Планируемый результат: Дети проявляют детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
3. Создание альбома.
Задача:
- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно
исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.
- воспитывать у детей умение работать в группе;
Методы: Демонстрация
Беседа Практический
Ребята, вы запомнили, как выглядит национальная одежда народов Урала? Я предлагаю вам создать альбом «Народы Урала». И поместить туда картинки и ваши рисунки. Посмотрите на картинки и попробуйте определить, какой это народ.
Дети определяют по картинками какой костюм, какому народу принадлежит.
Ребята, теперь давайте расклеим наши картинки в наш альбом.
Дети совместно с воспитателем вклеивают картинки в альбом.
Планируемый результат: Проявляют самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка. Умеют работать в группе.
4. Рефлексия
Задача:инициировать рефлексию детей по поводу своего психо-эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Ребят а, какой нас получился красивый альбом!
Какие народы, проживающие на Урале есть в нашем альбоме?
Вам понравилось создавать альбом?
- Ребята, где мы сегодня были?
Вам понравилось путешествие?
Кого мы видели?
Что мы делали?
Какое у вас настроение?
Деятельность детей на этапе : выражают собственные
чувства к проделанной работе;
- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
Планируемый результат: Дети оценивают результат своей деятельности;
Делают выводы.
5. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в семье и режимных моментах.
Ребята, вы хотели бы дополнить наш альбом своими рисунками? Я раздам вам шаблоны костюмов и дам образцы, а вы попробуйте раскрасить костюмы по образцу. Затем мы вклеим их в наш альбом. Ребята, постарайтесь как можно точнее раскрасить костюмы, чтобы они были похожи на настоящие. Внимательно смотрите на образцы.