Ирина Мазитова
Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с легендами, преданиями и сказами народов Южного Урала
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Автор и название легенды Задачи. Методы и приёмы. Работа с родителями.
1. Пермяк
Евгений
Андреевич
Легенда о Змее – Полозе. Познакомить детей с детским писателем Е. А. Пермяком (Виссов).
Уточнить понимание детьми жанровых особенностей легенды. Прививать интерес к географическому месторасположению
Уральских гор. Презентация о творчестве Пермяка Е. А.
Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Публикация «Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с легендами, преданиями и сказами народов Южного Урала» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
Беседа по прочитанному произведению и рассматривание иллюстраций Уральских гор. Стенд для родителей о творчестве Уральских писателей.
2. Власова Серафима
Константиновна
«Тютьнярская
старина» Познакомить детей с детским писателем
С. К. Власовой.
Прививать интерес к народному укладу, профессии живописца, истории создания демидовских заводов на Урале. Презентация о творчестве Власовой С. К.
Выразительное чтение и рассказывание педагогом.
Загадки о главных героях. Выставка «Уральские сказы и легенды»
3. Власова С. К.
«Клинок Уреньги» Познакомить детей с жанровыми особенностями сказа.
Прививать интерес к укладу жизни скотоводов и охотников, стремление узнать о народных героях. Выразительное чтение и рассказывание педагогом.
Рассматривание фотографий горы Уреньги.
Загадки о главных героях. Загадывание загадок родителям о народных героях.
4. Власова С. К.
«Сказ о Косотун – горе»
5. Власова С. К.
«Маланьин спор»
Уточнить с детьми знание предыдущего сказа и познакомить с содержанием его продолжения. Прививать интерес к профессии оружейника.
Показать детям, что в народе ценится помимо внешней красоты и внутренние качества характера: преданность своему краю, близким людям, своей работе. Рассматривание иллюстраций продукции Златоустовских мастеров.
Выразительное чтение сказа педагогом.
Выразительное чтение сказа педагогом.
Беседа с детьми о семейном древе.
Пальчиковая игра «Семья»
Отгадывание загадок о героях.
Консультация «Чтение книг дома»
Рекомендовать родителям построить вместе древо своей семьи.
6. Власова С. К.
«Герцогиня Акуля» Прививать детям к понятию мастерства, преданности своей профессии, честность в отношениях, которая не продаётся за деньги, и о которой рассказываются сказы. Выразительное чтение и рассказывание педагогом.
Рассматривание иллюстраций о каслинском литье.
Загадки о главных героях.
Отгадывание загадок о героях сказов.
7. Власова С. К
«Увильдинская легенда» Продолжать знакомить детей со сказами, раскрывающими устои жизни народа, населяющего Урал.
Прививать интерес к легендам, несущим для нас мысль из прошлого, что счастье не в злом жадном обогащении, а в верной дружбе.
Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Рассматривание иллюстраций озера Увильды.
Отгадывание загадок о главных героях. Рекомендовать
Родителям посмотреть с детьми фотографии озера Увильды.
8. Власова С. К.
«Глядень
-гора»» Прививать детям интерес к богатству и разнообразию кладовых Уральских гор, самобытности нашего края, веками хранимых нашими предками для будущего достойного поколения.
Выразительное чтение сказа детям о богатырях. Отгадывание загадок о героях
Рассматривание в энциклопедии иллюстраций уральских камней - самоцветов. Предложить родителям энциклопедию для чтения детям о камнях – самоцветах.
Октябрь
1. Легенда Подкорытова Ю. Г.
«Солнечная пиала» Познакомить детей с творчеством писателя Подкорытова Ю. Г; подвести к пониманию легенды и ее жанровой особенности;
Раскрыть детям значение для народного уклада наличия водного источника. Презентация о творчестве Подкорытова Ю. Г.
Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Беседа по прочитанному произведению и рассматривание фотографий озера Касарги. Предложить родителям просмотр красивых фотографий озера Касарги.
2. Легенда Подкорытова Ю. Г. «Селямбай и его братья» Познакомить детей с детским писателем Е. А. Пермяком (Виссов);
Продолжать знакомить детей с монологичной формой передачи легенды. Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Беседа по прочитанному произведению и рассматривание фотографий горы Таганай. Отгадывание загадок о главных героях «Легенды о Таганае».
3. Легенда Подкорытова Ю. Г.
«Младший брат Байкала» Продолжать знакомить детей с легендой; почитанием в народе проявления взаимовыручки, проявления заботы, умения помочь в трудной ситуации.
Воспитывать любовь и бережное отношение к культуре народов Южного Урала. Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Вопросы по прочитанному произведению и рассматривание фотографий озера Тургояк. Фотографии
Озера Тургояк и горы Таганай.
Загадки о главных героях Туре и Гояке.
4Легенда Подкорытова Ю. Г.
«Мать родниковых вод» Познакомить детей с уральской рекой Агидель. Прививать детям любовь к родному краю, переданную народом в красивой легенде, дошедшей до наших дней. Рассматривание с детьми иллюстраций горной реки Агидель, нахождение её месторасположения на карте.
Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Предложить родителям вместе с детьми найти реку Агидель на карте.
5Легенда ПодкорытоваЮ. Г.
«Рассказывал Акрам – Курайчи про озеро Зюраткуль» Раскрыть детям искреннюю любовь народа к прекрасному озеру Зюраткуль воспетую в легенде.
Познакомить с народным инструментом : кураем, аккомпанирующим передаваемым в легенде историческим событиям и прославленным народным героям. Рассказывание выразительное легенды педагогом.
Рассматривание иллюстраций с детьми башкирского народного инструмента – курая, озера Зюраткуль. Найти с ребёнком на карте озеро Зюраткуль
6. Старинное башкирское предание «Тайна озера Зюраткуль» Познакомить детей с новым жанром народного эпоса – старинным башкирским преданием, рассказывающим историю любви девушки Зюраткуль с юношей – охотником и непростым выбором между искренним, чистым чувством и жаждой богатства. Выразительное рассказывание детям старинного башкирского предания.
Работа по карте и нахождение озера Зюраткуль.
Отгадывание героев предания по литературным отрывкам Вспомнить с детьми пословицы и сказки о глупости и жадности.
7Легенда ПодкорытоваЮ. Г.
«Голубое зеркало Семигора» Познакомить детей с легендой озера Чебаркуль и горы Юрма, дошедшую до нас из глубины веков и рассказанную Ю. Г. Подкорытовым. Прививать детям интерес к легендам Урала. Выразительное чтение легенды педагогом.
Рассматривание иллюстраций озера.
Чебаркуль.
Отгадывание загадок о героях легенды. Рассматривание
иллюстраций озера Чебаркуль
8. Виталий Чернецов легенда
«Сулея» Прививать интерес к легендам, передающим исторические особенности народного уклада. Знакомство с биографией краеведа и писателя Виталия Петровича Чернецова. Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Беседа по прочитанному произведению и рассматривание народных башкирских костюмов. Консультация «Традиции народов, населяющих Южный Урал».
Загадки о главных героях легенды «Сулея»
Ноябрь
Автор и название Задачи. Методы и приёмы. Работа с родителями.
Гребеньков Юрий Киприянович
Иртяшская легенда» Познакомить детей с творчеством.
Писателя Гребенькова Юрия Киприяновича.
Уточнить с детьми жанровую особенность легенды.
Прививать детям познавательный интерес к природе Южного Урала. Презентация о творчестве
Гребенькова Ю. К.
Выразительное чтение и рассказывание легенды педагогом.
Беседа по произведению и рассматривание иллюстраций озера Иртяш. Буклет для родителей о творчестве Гребенькова Ю. К.
1. Черепанов С. И.
«Анискинродник» Познакомить детей с детским писателем
Черепановым Сергеем Ивановичем
Повторить с детьми особенность жанра сказа.
Прививать детям любовь к сказам и понимание народной мудрости. Презентация о творчестве Черепанова С. И
Выразительное чтение и рассказывание сказа педагогом.
Загадки о главных героях. Буклет для родителей
«Сундучок краеведа» о творчестве
Черепанова С. И.
3 Крылов Иван Андреевич
«Стрекоза и муравей»
Познакомить детей с баснописцем И. А. Крыловым; подвести к пониманию басни и ее жанровой особенности; пониманию значения пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией Презентация о творчестве Ивана Андреевича Крылова.
Выразительное чтение и рассказывание басни педагогом.
Беседа по прочитанному произведению и
рассматривание иллюстраций. Выставка произведений И. А. Крылова.
Отгадывание загадок про персонажей басни.
4 Продолжать знакомить детей с басней; пониманием аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, умение ярко выражать характерные особенности героев басни. Повторное рассказывание педагогом и заучивание детьми. Мультфильм «Стрекоза и муравей»
Игра – драматизация. Декламирование детьми басни «Стрекоза и муравей» родителям.
5Басня «Ворона и Лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни. Выразительное чтение и рассказывание басни педагогом.
Беседа по прочитанному произведению и
рассматривание иллюстраций. Показ фотоматериалов игры драматизации
Рекомендация сайта прослушивания басен
6. Продолжать знакомство детей с образным строем языка; упражнять детей в умении интонационно передавать характерные особенности персонажей; диалоговую форму прочтения басни по ролям. Заучивание детьми. «Ворона и Лисица». Мультфильм «Ворона и Лисица»
Чтение по ролям: И. А. Крылов: «Ворона и Лисица»
Загадывание загадок про персонажей басни. Совместное чтение родителей с детьми по ролям известных басен Крылова И. А.
7. Басня
«Лебедь, Рак и Щука» Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка.
Уточнить представления о жанровых особенностях басни Выразительное чтение и рассказывание басни педагогом.
Беседа по прочитанному произведению и
рассматривание иллюстраций.
Игра «Узнай басню по иллюстрации» Отгадывание кроссворда по произведениям КрыловаИ. А.
8. Учить детей выявлять позитивные и негативные черты характеров героев, оценивать их деятельность, определяя смысловую основу басни. Развивать точность, выразительность, ясность выражения мысли.
Повторное рассказывание педагогом и заучивание детьми.
Мультфильм «Лебедь, Рак и Щука»
Загадки по героям басни.
Игра «Четвёртый лишний»» по персонажам басен Крылова И. А.
Предложить родителям послушать чтение детьми любимых басен.
Анкетирование родителей «Легенды Южного Урала»