Елена Комиссарова
Конспект НОД «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие в мир насекомых» в старшей логопедической группе
Цель: Совершенствовать лексико – грамматический строй и связную речь детей.
Коррекционо – образовательные задачи:
1. Закреплять представления о насекомых. Расширять словарь по теме «Насекомые».
2. Употреблять существительные в единственном и множественном числе в родительном падеже.
3. Согласовывать числительные с существительными в единственном и множественном числе.
4. Употреблять предлоги – на, - под, - за, - над, - из – за в самостоятельной речи детей.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
5. Определять звуки в начальной позиции в словах.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления.
2. Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, логического мышления, внимания с помощью специальных игр и упражнений);
3. Развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движениями.
4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Воспитывать бережное отношение к природе и живым существам.
Оборудование.
Магнитная доска, магниты, картинки цветов, конверт с письмом, карточки с насекомыми, игра «Чего не хватает?» в картинках, иллюстрации к игре «4 лишний», картина с изображением лесной поляны для закрепления предлогов.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем путешествовать в страну насекомых, чтобы узнать о них больше нового. Перед нами полянка, на которой много цветов, посмотрите, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.
- Ой, а что это такое лежит на полянке?
- Это конверт с письмом.
- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.
Логопед читает детям письмо.
«Помогите! Помогите! Нас заколдовала злая Фея, и мы теперь в опасности. Чтобы нас спасти, нужно справиться с заданиями (подпись) Насекомые»
2. Основная часть.
Вопросы логопеда:
Для чего нам нужны насекомые? Ответы детей.
Какую пользу они приносят? Ответы детей.
Каких вы знаете летающих, ползающих, прыгающих насекомых? Ответы детей.
Все насекомые приносят нам пользу? «Нет»
Какие насекомые приносят нам вред? Ответы детей.
Насекомые, несмотря на свои малые размеры, играют огромную роль в природе.
К примеру, пчёлы, дают мёд, опыляют растения, это значительно повышает урожайность. Божья коровка оберегает растения от вредных насекомых. Почти все небольшие животные и птицы питаются насекомыми : воробьи, ласточки, летучие мыши, некоторые виды грызунов, змеи, лягушки, ящерицы. Навозные жуки "убирают" территорию и удобряют почву, мухи способствуют скорейшему разложению и высыханию отходов высасывая из предмета жидкость, что позволяет избежать плесени.
Другие насекомые полезны человеку еще тем, что уничтожают других: так мы избавляемся от ряда вредителей на наших участках, огородах. Божьи коровки, например, едят одних из злостных вредителей сада - тлю.
Так что насекомые все же не только вредят человеку, но и помогают.
Логопед: Ну что, ребята, мы сможем спасти насекомых из беды? (да)
Приступаем к выполнению заданий Феи. Логопед зачитывает первое задание.
Отгадать загадки и показать отгадки. Дети поднимают карточки с насекомыми.
НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,
ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)
НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК КАК СПИЦА,
ЛЕТИТ – КРИЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар)
Как звенит комар? З-з-з-з-з-з. Где расположены язычок и губы при этом звуке? Ответы детей.
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ, ВАМ НАДОЕДАЕТ,
НОЧЬ НАСТАНЕТ, ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха)
В ЛЕСУ У ПНЯ БЕГОТНЯ, СУЕТА,
НАРОД РАБОЧИЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. (муравей)
НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ,
НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик)
МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,
ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ,
РОСТОМ ХОТЬ И КРОХА,
УКУСИТ–БУДЕТ ПЛОХО. (пчела)
ГДЕ СЛАДКО, ТАМ ОНА КРУЖИТ, КАК ПЧЕЛА.
ОНА И ЖАЛИТ И ЖУЖЖИТ, КАК ПЧЕЛА.
И ПОПАДАЕТСЯ В КОМПОТ, КАК ПЧЕЛА.
ВОТ ТОЛЬКО МЁДУ НЕ ДАЕТ, КАК ПЧЕЛА. (оса)
ГОЛУБОЙ АЭРОПЛАНЧИК
СЕЛ НА ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК (стрекоза)
ДВА РОГА – НЕ БЫК,
ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)
Как жужжит жук? Ж-ж-ж-ж-ж-ж. Где стоит язычок, как правильно расположить губы при произнесении этого звука?
НЕ РЫБАК, А СЕТИ РАССТАВЛЯЕТ (паук)
СПИНКА В ВЕСНУШКАХ АХ КАК НЕЛОВКО!
И ПОКРАСНЕЛА. (божья коровка)
Логопед: Справились с первым заданием, молодцы!
Второе задание.
«Чего не хватает?» Дети рассматривают картинки, на которых изображены насекомые без крыльев, без лапок и т. д. Ответы детей.
Логопед: И с этим заданием справились, молодцы.
А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
-Молодцы!
Третье задание. Раздели на слоги.
Логопед: Нужно поделить слова на слоги и определить первый звук в словах.
С помощью хлопков дети делят слова на слоги и определяют первый звук в словах.
Ответы детей - ба – боч - ка, жук, му – ра - вей, па - ук, стре – ко - за.
Четвёртое задание.
«Посчитай насекомых : 1-2-5»
Каждый ребёнок считает предложенных насекомых : один комар, два комара, пять комаров; одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз и т. д.
Пятое задание. Найти 4 лишний.
Логопед: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Ответы детей: Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишний комар, потому что остальные насекомые приносят пользу.
Логопед: Молодцы, вы справились с заданиями злой Феи, и она возвращает нам всех насекомых. Логопед раздаёт картинки с насекомыми детям и просит расположить их на картине в разных местах.
Ответы детей: Бабочка спряталась под ромашкой. Жук летит над грибом. Гусеница висит на ветке. Муравей сидит на траве.
Логопед: Вот мы и возвратили всех маленьких жителей - насекомых на полянку.
- Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается таким разнообразным и ярким!
Итог занятия.
Логопед: Как можно назвать наших новых друзей?
Дети: Насекомые
Логопед: Что произойдёт, если исчезнут насекомые с нашей планеты?
Логопед: Какие задания вы выполняли, чтобы возвратить насекомых?
Ответы детей.
Логопед: Я благодарна вам, что вы, ребята, смогли вызволить насекомых и вернуть их на полянку. Я приготовила вам угощение.
Логопед: Молодцы! Занятие закончено. Спасибо за занятие!