Елена Белугина
Конспект НОД «Путешествие в Антарктиду» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Белугина Елена Владимировна, воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 109»
Заводского района г. Саратова
Тема: «Путешествие в Антарктиду»
Возраст: 6-7 лет
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие
Цель: формировать представления об особенностях географического положения Антарктиды; природных условиях и животном мире.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Антарктиду“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Формировать представление о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
Расширять знания о флоре и фауне лесной зоны и пустыни, о планете Земля (океаны, моря, материки, развивать познавательную активность, мыслительные операции (обобщение, анализ, сравнение);
Развивать речь как средство общения. Обогащать и активизировать словарь детей : Антарктида, айсберг, флора, фауна, джейран, сайгак.
Развивать наблюдательность;
Воспитывать бережное отношение к Земле- своему дому.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра «Кто где живет?», проблемная ситуация «Как помочь Жене?», опыт со льдом «Свойства льда», физкультурная минутка «Пингвины».
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик», лепка пингвинов, разучивание песенки о пингвинах, рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты Земля, рассматривание географической карты; игры «Кто где живет?», «Зоологическое лото».
Оборудование: глобус, картинки с изображением животных и растений лесной зоны и пустыни, айсберга, пингвинов, тюленей, макет смешанного леса, ткань зеленого, оранжевого, белого цветов, аудиозапись звуков ветра, метели, фигурки пингвинов. Письмо и посылка с цветиком- семицветиком, трехлитровая банка с водой, лед; презентация по теме «Животные Антарктиды».
Ход НОД
Основные этапы Деятельность педагога и детей
Вводная часть
Сюрпризный момент: В группу приносят посылку. Воспитатель достает письмо и лепесток от цветика – семицветика, читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы много путешествуете по природным зонам нашей страны. Я тоже люблю путешествовать, но сильно простудилась, побывав на крайнем севере в летней одежде, и заболела. Мне бы очень хотелось побывать в лесной зоне, и пустыне, узнать какие животные там живут и какие растения растут. Но у меня остался только один волшебный лепесток. Помогите мне, пожалуйста. До свидания, Женя»
Постановка проблемы -Как же помочь Жене? Ответы детей.
С помощью волшебного лепестка мы совершим путешествие по разным зонам нашей страны. Мы вспомним, какие животные живут и какие растения там растут, а потом нарисуем, где мы были, и отправим девочке Жене.
Нам пора отправляться в дорогу, а поможет нам фиолетовый лепесток.
Основная часть
Работа с глобусом и картой На какой планете мы живем?
Какой формы наша планета?
Что такое глобус?
Воспитатель отрывает голубой лепесток и спрашивает у детей «Как вы думаете, почему я выбрала голубой лепесток? Какого цвета наша Земля?»
(Земля- голубая, потому что на ней много воды: моря, океаны.)
Какие моря и океаны вы знаете?
Что еще есть на нашей планете? (Суша, материки).
Аудиозапись со звуками ветра. (Голубой лепесток)
Дидактическая игра «Кто где живет» Мы на зеленой поляне. Смотрите, здесь животные и растения тундры, севера, лесной зоны, пустыни. Какие леса вы знаете? (хвойный, лиственный, смешанный). Что обозначает эта модель? (это модель смешанного леса). Найдите картинки с изображением животных и растений смешанного леса. Почему вы решили оставить эти картинки? А почему вы убрали картинку с изображением белого медведя? (он не может жить в смешанном лесу, потому что живет в холодном климате и питается рыбой).
Аудиозапись со звуками ветра (Зеленый лепесток)
Отгадывание загадки Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка.
Где это мы? (В пустыне). А почему не видно животных? (Они прячутся от жары). Назовите животных, которые живут в пустыне? (Верблюд, черепаха, ящерица, варан, джейран, сайгак. Почему верблюду не жарко с такой длинной шерстью? (Она защищает от жары). Могут ли жить в таком месте растения? (Могут расти низкие растения с очень длинными корнями). Как верблюд может жить без воды (В горбах у него накапливается жир и вода, которые он расходует в переходах по пустыне).
Аудиозапись со звуками ветра (Оранжевый лепесток)
Ледовитая земля, берега просторные.
Ни дорог на них, ни жилья не видно. Где это мы? (на севере). Одевайтесь теплее. Мы попали в Антарктиду. Антарктида- самое холодное место на земле, здесь никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Рассматриваем айсберг. Посмотрите, что это? (айсберг) Это плавающие ледяные горы. Давайте все вместе повторим слово «айсберг» (повторяют хором и индивидуально). Айсберги очень красивы в солнечную погоду, они кажутся разноцветными. Откуда же они появились? (Ответы детей). Иногда у берегов Антарктиды отламываются огромные ледяные глыбы, и эти тяжелые ледяные горы отправляются в путешествие по океану.
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства льда» В банку с водой помещают большой кусок льда. Утонул лед? Почему? (Лед легче воды). Айсберг- это хорошо или плохо. (Сначала дети называют чем хорош айсберг, затем, что плохого в айсбергах.) Правильно ребята, айсберги- это наш запас воды, это плавающие острова для уставших животных, но они опасны для кораблей, потому что нижней части айсберга не видно под водой, а она больше видимой части.
Аудиозапись со звуками ветра (Белый лепесток)
Работа с глобусом и картой Посмотрите на глобус. Текут ли реки в Антарктиде? Растут ли леса? Живут ли животные? ( Дети: пингвины, тюлени, касатки). А вот и пингвины. Пингвины- это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. Лапы их похожи на ласты, они мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам. Ой, что –то холодно стало. Давайте погреемся.
Аудиозапись со звуками ветра (Желтый лепесток)
Физминутка «Пингвины» Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)
Просмотр презентации «Животный мир Антарктиды» Почему пингвины не мерзнут в ледяной воде? (Оперение пингвинов смазывается подкожным жиром, жир не пропускает холод, удерживает тепло) Есть ли враги у пингвинов? (Ответы детей). Правильно, это тюлени и киты, касатки. А могут ли жить в Антарктиде люди? (Здесь нет городов, но есть научные станции, которые изучают Антарктиду).
Все животные Антарктиды защищены законом нашей страны. Людям нельзя к ним даже прикасаться
Аудиозапись со звуками ветра (Красный лепесток)
Заключительная часть
Рефлексия Посмотрите ребята, вот и собрали мы для Жени цветик- семицветик. Женя поправится, и исполнит свои заветные желания. Нам пора возвращаться обратно в наш детский сад.
Понравилось вам путешествие? Что интересного ты узнал сегодня? Кто из обитателей Антарктиды понравился вам больше всего? Что было трудным? Какое у тебя настроение после путешествия?