светлана беленькая
Конспект НОД «Путешествие по карте Хабаровского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Продолжать знакомство с картой Хабаровского края; формировать умение ориентироваться на карте.
Систематизировать знания детей о родном крае.
Познакомить детей с полезными ископаемыми – каменным углем, известняком (мелом) : внешним видом, свойствами.
Формировать элементарные экологические представления.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, вызвать желание у детей создать экологическую газету.
Ход НОД:
1. Оргмомент.
- Ребята, к нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его (прослушивание письма)
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по карте Хабаровского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Согласны ли вы дружить с ребятами из города Москва? (согласны)
- Ребята карту какой страны вы видите на стенде? (Это наша Родина – Россия)
- Ребята, а кто может показать на карте и отметить флажком, где живут дети, приславшие нам письмо? (показ на карте)
= Алеша, что показал на карте Илья? (Илья на карте показал, где расположен город Москва)
- А мы с вами живем в той части России, которая называется Дальний Восток.
- Где находится на карте Дальний Восток, кто может показать?
- Молодец Игорь правильно показал
- Артем, так на какой части России мы живем? (мы живем на Дальнем Востоке)
- А как называется край, в котором мы живем? (Хабаровский край)
- Конечно же – Хабаровский край. А почему он так назван? (Столица нашего края г. Хабаровск)
- Верно, главный город нашего края г. Хабаровск. Его мы тоже отметим на карте флажком. Что можно рассказать о нашем крае ребятам из города Москва? (рассказ ребенка)
-В каком городе живем мы с вами? (В городе Амурск)
- Алеша иди обозначь наш город Амурск на карте флажком.
- Как вы думаете почему наш город назван именно так?
(Потому, что стоит он на берегу могучей реки Амур. Ещё, её называют, Амур – батюшка)
-Давайте рассмотрим карту Хабаровского края поближе, так как мы с вами сегодня будем говорить о нашем крае:
- Ребята, если рассмотреть некоторые острова, страны, то можно увидеть, что их территория похожа на что – то: Италия на сапог, Скандинавия на тигра, а как вы думаете, на что похож на карте Хабаровский край (ответы детей)
- Посмотрите, пожалуйста, какого цвета на карте Хабаровского края больше всего? (коричневого, зеленого)
- А что на карте обозначают коричневым цветом (коричневым цветом на карте обозначают горы)
- А почему этот цвет разный – есть светлый, а есть тёмный? (чем горы выше, тем темнее их цвет на карте)
= Какие вы молодцы – верно назвали.
- На территории Хабаровского края много горных хребтов, а что это такое горные хребты? (это когда много гор стоит на одном месте)
- Ребята, а вы можете назвать какие горные хребты расположены на территории Хабаровского края? (Джугджур, Баджал, Сихотэ - Алинь, Хинган)
- А как называется самая высокая гора на хребте Сихотэ – Алинь, может быть кто ни будь знает? (дети не знают)
-Она имеет трудное название Тардоки – Яни и она очень высокая. А самая высокая точка Хабаровского края гора Берилл. Кто может рассказать об этой горе? (рассказ ребенка)
- А какие цвета еще есть на карте? (зеленый)
- А что обозначает зеленый цвет (зеленым цветом на карте обозначают лес)
- А как называется Дальневосточный лес? (тайга)
- Конечно же тайга. Больше половины территории края занимает светлохвойная тайга, среди которой пребладает даурская лиственница, а какие еще названия деревьев растущих в нашей тайге вы знаете? (кедровый стланик, берёза, лиственница, манчжурский орех, бархатное дерево, ель, кедр и др.)
- Ребята, а как можно назвать такие деревья? (хвойные и лиственные) А чем они отличаются? У хвойных хвоя, а у лиственных листья. Скажите, а как такие леса еще называют? (смешанные) В Хабаровском крае насчитывается около 2 тысяч видов растений – половина от всех видов, обитающих на Дальнем Востоке. Ребята, я думаю, все знают, что такое Красная книга! И вот в Красной книге Хабаровского края насчитывается 167 видов растений и грибов, среди которых имеются и редчайшие виды занесенные в Международную Красную книгу. Может быть кто ни будь из ребят сможет назвать такие растения? (папоротник, орхидеи, арника сахалинская, бадан тихоокеанский и другие)
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о богатствах нашего края и лес мы тоже можем назвать богатством края, а почему? Да, если посмотреть на карту, то зеленого цвета на ней очень много. Но кроме этих богатств есть еще и полезные ископаемые. Кто знает почему полезные? (да, они приносят пользу людям) Тогда почему ископаемые? Верно находят их под землей. (раздается стук, входит картограф)
= Ребята здравствуйте. Вы меня узнали? Нет? Тогда давайте знакомиться – я картограф, человек который заносит на карту все, что люди узнали о рельефе нашей планеты, полезных ископаемых найденных глубоко под землей, животных, птицах, растениях.
- Ребята, посмотрите, я принес с собой коллекцию полезных ископаемых нашего края. Может, какие – то камни вам знакомы? Тогда назовите их. (известняк, железная руда, каменный уголь, гранит)
- Молодцы. А кто из вас знает как полезные ископаемые обозначаются на карте? (специальными значками)
- В моей сумке лежит много разных значков, и я предлагаю вам поиграть: сейчас я буду показывать значки, которые вам знакомы, а тот, кто их правильно назовет должен найти месторождение этих полезных ископаемых на карте и обозначить месторождения этими значками. Умницы, вы очень быстро справились с заданием.
- А сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми полезными ископаемыми поближе. Для этого приглашаю вас в наш научно – исследовательский центр, а вот, что мы будем изучать, узнаете, отгадав загадки:
- С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Чтоб на верх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки – это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень (Уголь)
- Правильно, а вот вторая загадка:
- Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в реку – уплывёт как молоко! (мел или известняк)
- Какие вы молодцы. Сегодня мы будем изучать свойства каменного угля и известняка.
- Как вы думаете, зачем человеку нужен каменный уголь? (Его сжигают в печках, чтобы в домах было тепло). А ещё из каменноугольные смолы получают краски, лекарства и много полезных вещей.
А для чего людям нужен известняк? (Для рисования, применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур)
-Теперь пришла пора заняться исследованиями.
Рассмотрите каменный уголь и известняк при помощи лупы.
Какого они цвета?
Какие на ощупь уголь и известняк?
Постучите угольками и кусочками известняка друг о друга. Какой слышится звук?
Твердые или мягкие?
Блестящие или нет?
Как вы думаете уголь и известняк прочные или нет?
Давайте проверим: сначала стукнем молоточком по угольку, затем по известняку и посмотрим, что произойдет?
Ребята, а как вы думаете, что произойдет если уголь и известняк опустить в воду?
Почему они утонули?
А как вы думаете они растворяются в воде или нет?
Как можно проверить?
Меняет ли цвет вода?
Что осталось на руках после известняка и угля? Вытрите руки салфеткой.
Так в чем же схожесть и отличие угля и известняка?
А рисовать уголь может как мел?
-Замечательно потрудились, узнали много про свойства каменного угля и известняка, то есть мела.
- А откуда мы, картографы узнаем о том, где, что находится? Правильно, о полезных ископаемых всё узнают геологи. Молодцы. Вот для того, чтобы составить карту сначала должны потрудиться геологи, а потом картографы.
-Что ж, пришла пора прощаться, меня ждут мои карты, а вам ребята в добрый путь в изучении нашего родного края. До свидания, до новых встреч.
-Сегодня мы потрудились на славу! Скажите, что интересного мы с вами узнали и сможем рассказать ребятам из города Москва? О том, как много богатств в нашем крае, А какое самое большое богатство края – тайга! Можем мы без неё прожить? Нет. Если в тайге случится пожар, это будет большая беда для нас? Да. Предлагаю создать экологическую газету, которая поможет объяснить всем взрослым и детям, что необходимо делать, чтобы в лесу не было пожаров. Молодцы.
Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живётся в нём!
Береги наш общий дом,
Отзовётся он теплом!