галина золотарева
Конспект НОД «Путешествие на батискафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Путешествие на батискафе»
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
Средства:
Темочки:
наглядные: презентация, иллюстрации с изображением морских животных; гуашь; краски; салфетки; изображение моря на куске обоев; пшено; гречка; манка; трафареты изображений обитателей морского дна; цветная бумага; цветные нитки; ткань; ножницы, кисти; образцы.
музыкальные: музыка для физминутки, спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие:
• физическое развитие.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
1. Обогащать знания детей об обитателях моря: морская звезда, осьминог, акула (внешний вид, повадки, способ передвижения).
Воспитательные:
1. Формировать нравственные качества ребё нка: чувство ответственности за природу, желание её охранять.
Развивающие:
1. Развивать воображение, познавательные способности детей.
2. Развивать коммуникабельность, умение работать с другими детьми над изображением.
3. Развивать творческие способности, чувство композиции.
ХОД:
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поздоровайтесь!
Улыбнитесь друг другу, повернитесь и подарите свои улыбки нашим гостям, и мне подарите свои радостные улыбки. Я знаю, что вы сегодня будете заниматься замечательно!
(на экране появляется изображение батискафа (слайд 1)
Ребята, вы знаете, что это такое? Зачем он нам нужен? Куда мы отправимся на батискафе? (ответы)
(батискаф – это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования;
батискаф имеет несколько мощных прожекторов)
Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в увлекательное путешествие.
Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. На чем можно путешествовать?
А попасть на батискаф сможет каждый, кто придумает и соберет свой батискаф, используя набор.
(дети строят батискаф из даров Фрёбеля)
Молодцы, все справились с заданием.
Приготовились к путешествию? Заходим в батискаф осторожно на корточках, чтобы не стукнуться об дверь. Заняли место в батискафе.
Нам надо выбрать, кто будет смотреть за дверью в батискафе, чтобы его закрывали и открывали. Кто будет включать прожектора.
Ну, что готовы? Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, как приятны нашему слуху эти звуки (шум моря).
Вот наш батискаф медленно начинает опускаться.
В верхних слоях воды светло. Мимо окон – иллюминаторов проплывают какие-то парашютики. (включается видео). Это медузы.
(включается видео)
А там дальше плывут разноцветные рыбки, рыба – клоун, рыба – бабочка, рыба – ангел. Как вы думаете, почему их так называют? (ответы)
Рыба – клоун (рыба-клоун – это единственная аквариумная рыбка, которая шумит! Она может щелкать, ворчать, и издавать много других звуков. Так что покупая эту рыбку в зоомагазине, вы получаете двойное удовольствие. Яркий окрас станет украшением любого аквариума, а умение «говорить» делают рыбу-клоуна самым интересным и загадочным видом аквариумных рыб,
Рыба – бабочка ( пятна в хвостовой части выполняют маскирующую функцию: они создают впечатление ложного глаза и путают хищника во время атаки, а яркая окраска в целом прекрасно маскирует рыб среди пестроты кораллового рифа,
Рыба – ангел (говорят, что свое название рыбы-ангелы получили из-за формы плавников, которые очень похожи на крылья ангела, а когда рыба плывет вниз, то и ее силуэт напоминает ангела).
(из – за их чудесной пестрой окраски. Мелкие рыбки проплывают плотными большими стаями. Они быстро перемещаются и петляют, чтобы сбить с толку хищников. Питаются они крошечными ракообразными и другими мелкими животными из гущи кораллов)
Быстро темнеет. (картинка). На морском дне вечная ночь. Включите прожектора.
Ой, что это такое ткнулось лбом в стекло, загородив его?
(включается видео)
Да это же самый крупный сильный хищник морских глубин – акула. Акула может быстро передвигаться. Тело акулы имеет кожу с мелкими шипами. У акулы много острых зубов треугольной формы, растущих в три ряда. Акулы очень прожорливы и нередко глотают всё подряд: консервные банки, тряпки, мелкие обломки кораблей и различных инструментов, а однажды обнаружили глубинную бомбу. Акула очень хорошо ориентируется в пространстве, видит ночью лучше, чем днём, слышит звуки, которые не слышит человеческое ухо. У неё развито обоняние: запах крови она чует за несколько километров. Если в стае одна из акул ранена, то её тут же атакуют и съедают. Питаются акулы в основном рыбой, но нападают и на дельфинов. В основном акулы опасны для человека.
Что вы запомнили из рассказа об акулах? (ответы)
Вы знаете очень много обитателей моря. Молодцы, мы на верном пути и поможем Золотой рыбке.
А мы опускаемся все глубже и глубже. Неожиданно что–то вспыхиваем рядом. Хорошо, что у нас есть прожекторы.
(включается видео)
Что это за чудо? Это осьминог. У осьминога восемь ног. Все они снабжены присосками, которые служат ему для передвижения по грунту и ловле добычи. Голова похожа на шляпу гриба или зонтик. Любимая еда осьминога – лангусты. Они охотятся после наступления темноты или на рассвете, подкрадываются к ракообразным, рыбам и внезапно нападают на них. Ещё осьминог имеет очень крепкий клюв, который может дробить самые крепкие панцири и раковины. Осьминог может менять окраску, которая зависит от его настроения. Если осьминог победил в схватке, он становится красным, от испуга он сильно светлеет и выпускает облако чёрной жидкости и исчезает под его прикрытием. А когда ложится на дно, то принимает его окраску и становится невидимым. У осьминога очень зоркие глаза. Ни у кого из обитателей морского дна нет таких зорких глаз, как у головоногих. Почему головоногие? (ответы)
Что вы узнали об осьминогах? (ответы)
(восемь ног с присосками, умеет менять окраску, очень хорошее зрение, питается ракообразными)
А вот наши прожектора осветили морское дно.
(включается видео)
Там обитают морские звёзды. Как вы думаете, почему их так называют? Обратите внимание на их разнообразную окраску: красные, оранжевые, зелёные. Морские звёзды относятся к отряду иглокожих, потому что их тело усыпано мелкими или крупными колющимися наростами. Морская звезда очень прожорлива: она питается устрицами, мидиями и другими съедобными ракушками. С помощью своих рук – лучей она умеет открывать створки самых крупных ракушек, умеет ползать и закапываться в песок. Так как звёзды обитают на самом дне, где очень темно, то она может светиться зеленовато – голубым светом, а на её пяти конечностях свет самый яркий.
Самое необычное то, что присуще этим животным, они не могут плавать. Двигаются в воде с помощью своих рук-ног, которые обладают присосками. Так они цепляются за дно и перемещаются по нему.
Удивительные существа природы так же могут сбрасывать свои конечности - "лучи" в случае опасности. Обратно же они могут вернуться, а если нет, это не проблема, с одного такого "лучика" вскоре вновь появиться полноценная звезда.
А теперь расскажите, что вы узнали о морских звёздах?
(питаются съедобными ракушками, умеют передвигаться по дну и закапываться в песок с помощью лучей, тело покрыто мелкими и крупными колющимися наростами, умеют светиться)
А кто ещё живет в море? (ответы) Понравилось вам наше путешествие?
Ребята, как вы думаете, мы расколдовали друзей золотой рыбки? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Выключайте прожектора. Возвращаемся, закрывайте глаза.
(звучит музыка).
Вот мы и приплыли. Осторожно выходим на берег (на корточках).
Давайте разомнемся.
ФИЗМИНУТКА «Морские приключения»
(движения выполняются в соответствии с текстом)
Ходят волны на просторе,
Вы узнали - это море.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
Посмотрите, пароход
По волнам плывёт вперёд.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь и смотрит там.
То в бинокль, то в трубу,
Влево, вправо за корму.
Смотрит, смотрит капитан,
Что такое это там?
Деревья необычные,
К южному солнцу привычные.
Через море - океан
Плывёт чудо – великан.
Фонтаны пускает,
Кто его не знает?
А рядом вижу чьи-то спины.
Плывут, плывут ко мне дельфины.
(включается видео) Давайте полюбуемся дельфинами.
А сейчас я вас всех приглашаю в нашу мастерскую, где мы изобразим то, что видели во время нашего путешествия. Я приготовила для вас море. Море прекрасное, море синее, море огромное. Там в глубине, в пучине вод плывут по своим делам дельфины и хищная акула, охотится осьминог, похожий на инопланетянина, светится морская звезда и раскрывает свой купол медуза.
Наше море надо заселить.
(предлагаю образцы изображения морских животных)
Посмотрите, какие замечательные рыбы и морские животные у вас получились! Как вы думаете, мы помогли золотой рыбке? Ведь мы так много узнали о морских животных.
Наше море стало живым. Многие морские животные занесены в Красную книгу и нуждаются в защите. В наши дни, несмотря на законы по защите животных многие виды морских обитателей на грани исчезновения и именно человек повинен в их бедах. Давайте же будем учиться беречь нашу природу. (слайды)
Посмотрите, золотая рыбка нам отправила сундучок. Давайте посмотрим, что там.
Спасибо, золотая рыбка, за интересное путешествие.