Людмила Очередько
Конспект НОД познавательное развитие в старшей группе по теме «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать элементарные представления об истории русского народа. Обогащать представления детей о мире русского народного творчества; развивать умение инсценировать потешки, отгадывать загадки, играть в народные игры, слушать сказки, петь народные и колыбельные песенки. Развивать умение выделять элементы росписи. Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Публикация «Конспект НОД познавательное развитие в старшей группе по теме „Русские посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Развивающая предметно-пространственная среда: групповая комната оформлена под русскую горницу, р. н. мелодия, русская народная песня «Земелюшка-чернозем», сарафан и платок для воспитателя, русские народные костюмы для детей, маска кошки, загадки, сказка, Дымковские игрушки, картинки (Городецкая роспись, предметы Гжельской росписи, посуда (Хохломская роспись).
Ход. Воспитатель. Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу, добры молодцы да красны девицы. Ребята, вы хотите узнать, как раньше жил и чем занимался русский народ после работы?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Тогда нам необходимо переодеться и посетить русские посиделки. Вы, хотите?
Дети. Да, хотим. (Воспитатель надевает сарафан, на плечи платок. Дети надевают русские костюмы)
Хозяйка (воспитатель). Народ собирается – посиделки начинаются!
Под мелодию любой русской песни входят в горницу и присаживаются.
Хозяйка. Позади трудовой день. Огороды вскопали да вспахали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвится. А горница – это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу каждый со своим делом. Веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!
русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
Хозяйка. А какие посиделки без шуток-прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить!
Дети инсценируют потешку «Кисонька Мурысонька»
Хозяйка. Вот так, весельчаки-балагуры, позабавили! А как соберутся добры молодцы, да красны девицы, тут и игре место найдется.
Проводится русская народная игра «Ручеек».
Хозяйка. Вижу я, мастера вы петь да играть! А умеете ли вы загадки отгадывать? Отгадывать и загадывать!
Загадки берутся любые.
Хозяйка. Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». А, лентяев, в народе не любили, смеялись над ними и говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Спишь, спишь – и отдохнуть некогда!»
Много пословиц, поговорок сложил народ, сказки разные сочиняли. Хотите послушать одну из сказок?
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками. Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами. Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами. А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками. Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Сможем ли мы помочь расставить все по своим местам.
Дидактическая игра «Каждое изделие в свой город». (Дети расставляют изделия по названию города).
Хозяйка. Молодцы, дети! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие, а это из села Дымково? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям отличают одно изделие от другого).
Хозяйка. Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец! Расходился народ по домам, но не все, кто оставался тот и песни пел колыбельные. (дети поют колыбельные песенки).
Вот и посидели, вот и поговорили. Добрый конец всему делу венец!