Федоренко Татьяна Александрона
Конспект НОД по познавательному развитию «Мама для пингвинёнка Лоло»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, воображения
способствовать развитию умения высказывать свою точку зрения
создать условия для побуждения детей к речевой активности
способствовать формированию навыков коллективной работы.
Интеграция областей: познавательное, речевое, коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
Темочки:
чтение книг об Антарктиде, о животных Севера;
Оборудование и материалы:
картонное яйцо, географическая карта, глобус, «осколки» картонного яйца с цифрами, таз с морской водой и кубики пресного льда, перья птиц, жир;
мультимедиа (презентация)
1. Вводная часть
Дети сидят на ковре.
Раздаётся какой-то шум. В группу закатывается картонное яйцо. Воспитатель берёт его в руки.
Воспитатель. Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
Яйцо разбивается, и из него выглядывает птенец – пингвин.
Звучит голос:
Я недавно из яйца, и похож я на птенца.
Что за птица моя мать? Где её мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я - …Пингвин!
Воспитатель. Дети, скажите, пингвин – это кто? Докажите, что это птица.
Дети смотрят на схему, на которой изображены символы характеристик птиц и доказывают, что пингвин – это птица) у него есть клюв, крылья, перья, он рождается из яйца и т. д.)
Звучит музыка «Кто такие птички?»
Воспитатель (показывает на экран). Это пингвинёнок. Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов.
Пингвинёнок (голос) – Ребята, со мной случилась беда: я потерял свою маму. Прошу вас, помогите мне её найти.
2. Основная часть
Воспитатель. Ребята, а где нам искать маму пингвинёнка? Чтобы узнать точное место, нужно собрать из осколков целое яйцо.
Яйцо заскрипело, яйцо затрещало.
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберём,
Место узнаем и карту прочтём.
Дети собирают скорлупки яйца, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10 (на каждой скорлупке написана цифра). Если задание выполнено правильно, то на обратной стороне яйца получится карта Антарктиды. Дети работают с глобусом, ищут на нём Антарктиду.
Включается запись «Песни мамонтёнка»
Воспитатель. Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном. (показывает карту на экране)
Воспитатель. Ребята, каким цветом обозначена Антарктида? Что обозначает белый цвет?
Дети. Снег, лёд.
Воспитатель. Давайте отвезем пингвинёнка в Антарктиду, ведь именно там обитают его родные, там его родина. А заодно обследуем этот материк.
Снова звучит «Песня мамонтёнка»
Воспитатель. По какому же океану мы поплывём? Давайте прочитаем на карте. Это Тихий океан.
Воспитатель. По какому же океану мы поплывём? Давайте прочитаем на карте. Это Тихий океан.
(Звучит шум моря).
Воспитатель. А теперь мы узнаем, какие жители обитают в этом океане. Посмотрим на волшебный экран.
Игра «жители океана» (мультимедиа)
Воспитатель сопровождает свой рассказ и ответы детей показом ролика. Воспитатель сообщает, что в океане расставлены сети, в которые попали разные морские обитатели и просит детей назвать их.
Воспитатель. Запутались океанские жители в сетях и могут погибнуть, нужно и срочно выпутать из сетей, помочь выбраться на свободу.
Запомните правило: «Ловля рыбы сетями запрещена!»
(Звучит шум моря).
Воспитатель. Наступили холода,
Кружат белые снега.
Под промёрзшим небосводом
Ледники сползают в воду.
И плывут вон там, вдали,
Ледяные корабли.
Дети смотрят бинокли (имитация). Воспитатель показывает на айсберги – накрытые белой тканью разнообразные конструкции.
Воспитатель. Смотрите, перед нами проплывают огромные ледяные глыбы. Они называются айсбергами. Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер, течение. Основная часть айсберга находится под водой, мы её не видим. А когда глыбы льда попадают в тёплые течения, они подтаивают.
Опыт со льдом
В прозрачный сосуд с подсоленной водой помещают кубики льда из пресной воды. Дети наблюдают, как они плавают.
Воспитатель. Как мы узнаем пингвинью породу?
Все, как один дружно прыгают в воду,
Все, как один, никогда не летают,
Все, как один в море страха не знают,
Все, как один, в море быстро плывут,
Все, как один, стаей дружно живут.
Все, как один, фраки чёрные носят,
Все, как один, лучшей жизни не просят.
Все, как один, любят снежные льдины.
Как называются птицы? Пингвины!
Ребята, как вы думаете, почему же пингвины не мёрзнут и выходят сухими из воды?
Опыт с перьями
Дети окунают смазанные жиром перья в воду и обсуждают, что происходит.
Воспитатель. Как же происходит появление пингвиненка на свет, как растут малыши, вы узнаете при помощи волшебного экрана.
Рассказ воспитателя сопровождается показом ролика:
«Есть ли ясли в Антарктиде?» (мультимедиа)
Воспитатель. Папа – пингвин строит гнездо и приглашает маму - пингвина отложить яйцо. Затем берёт яйцо и зажимает его между лапами, прячет в складках живота. Целый месяц папа-пингвин сидит голодным, на холоде, а мама ходит за едой. Потом они меняются местами. Когда детёныш подрастает, его отправляют в пингвиний детский сад, где малыши находятся под присмотром пингвинов-воспитателей. Чтобы выжить в Антарктиде, нужно многое уметь и о многом узнать. Поэтому пингвинята ходят в детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными.
На экране появляется мама пингвинёнка
Мама пингвинёнка : Лоло, ты где? Пока я ходила за едой, папа отнёс яйцо в ясли, вернулась я, а яйца нет! Где же мой сынок?
Дети: вот он, он выбрался уже из яйца и ищет свою маму.
Воспитатель: Ребята, мы помогли пингвинёнку маму найти? Понравилось вам помогать? Что вам особенно запомнилось?
Звучит аудиозапись криков чаек.
Воспитатель. Вот сколько нового мы узнали об Антарктиде! Теперь пора возвращаться домой. А Лоло вам подарки оставил.
В заключение воспитатель раздаёт всем на память льдинки из пенопласта в форме пингвинов.