Любовь Тулупова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как Симка и Нолик поспорили, а потом подружились»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
«Как Симка и Нолик поспорили, а потом подружились»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Применение технологии имитационного моделирования – моделирование жизненно важных затруднений детей и поиск путей их решения
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Как Симка и Нолик поспорили, а потом подружились“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.
3. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
4. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
5. Закрепить правила обращения с горячими предметами.
Развивающие:
1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.
2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.
5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.
2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Методические приемы: сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь:
металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий, шероховатый, теплопроводность, шершавый.
Материалы и оборудование: герои анимационного мультсериала: смышлёная и активная девочка-фиксик оранжевого цвета -Симка, мальчик-фиксик голубого цвета, младший брат СимкиНолик, 2 коробки, схема-карта с изображением хода действий, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя;таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинка с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей;металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой; картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит (магнит на веревке, разные металлические предметы.
Ход:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе вот эти коробочки
(коробочки с наклейками изображений из мультсериала про фиксиков).
Как вы думаете, кто их сюда положил?
Дети:ответы детей… - Фиксики
- А как вы это поняли?
Дети:ответы детей…
- Да это наши друзья и помощники Симка и Нолик, они принесли, что то, новое и интересное давайте посмотрим, что там лежит.
- А вот и записка, наверное, это подсказка. Здесь загадки.
Дети: Мы отгадаем и узнаем что там лежит
Чтение загадок
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами.
Дети:ответы детей…Карандаш
Следующая загадка
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
Дети:ответы детей…Гвоздь
- Молодцы ребята загадки отгадали.
Воспитатель применяет проблемную ситуацию с использованием технологии имитационного моделирования (моделирование жизненно важных затруднений детей и поиск путей их решения).
-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
Дети:
- ответы детей…
-А если не смотреть, то, можно как то узнать?
Дети: ответы детей ….потрогать, понюхать, по звуку.
-Если мы потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
-А по запаху можно различить?
-Как же мы можем узнать?
Дети:ответы детей… посмотреть.
-Вот они это карандаш, а это гвоздь
Ребят посмотрите Симка и Нолик всегда были большими друзьями, а теперь они, что-то отвернулись друг от друга. Как вы думаете, что могло случиться с ними?
Дети:ответы детей…
-Они спорят и никак не могут решить, кто из них прав. Нолик думает, что карандаш важнее. Очень много нужных вещей делают из дерева. А Симка думает, что главнее гвоздь.
- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
- Ой смотрите в коробочке, еще что-то лежит.
Дети:ответы детей… карта
-Что же на ней изображено, как вы думаете?И зачем она там лежит?
Дети:ответы детей…
(Карта, на которой изображен маршрут передвижения детей по группе (игра - квест это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, с инструкцией виде схем.)
2. Основная часть
Ребята посмотрите на карте изображены задания, если мы их выполним, то сможем помирить Симку и Нолика.
1 задание Игра «Из чего сделано»
Для этого задания вам нужно разделиться на две команды. (Если количество детей неравное, то воспитатель предлагает детям принять решение что делать? Дети ищут выход из ситуации предлагая свои решения, воспитатель просит детей помочь меньшей группе.)
-Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Симки. Это из какого материала? Дети: металл
И для Нолика?.
Дети: дерево
Выбирайте. (дети выполняют задание)
- Посчитайте количество предметов из дерева и металла, сравните это количество.
- А есть ли картинки которые остались. Почему?
Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, что важнее–гвоздь или карандаш?
Дети делают выводы: и из дерева, и из металла делают много очень нужных и важных предметов.
Дети: …Значит, и Симка и Нолик правы!
2 задание на карте,.(Ищем цифру 2)
Перемещение по группе к следующей зоне.
Игра «Угадай на ощупь»
Ребята, вы поочередно опускают руку в «Ящик ощущений», на ощупь определяют по одному предмету, называют по каким признакам вы его определили и выкладывают на стол.
_ Как ты определил что это деревянная ложка? металлический шарик? и т. д. (дети выполняют)
- Какая поверхность у металлических предметов?
Дети: ответы детей.
- А какая у деревянных предметов?
Дети: ответы детей.
- Какой вывод можно сделать?
Дети:ответы детей…металл – холодный, а дерево – теплое.
-И Симка гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, права Симка? Давайте проверим. Мы обратимся к нашей карте.
3 задание к карте, (цифра 3)
Перемещение по группе к следующей зоне по карте.
Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
Ребята а вы знаете что такое правила техники безопасности? (если не знают научить.)
Воспитатель показывает опыт.
- Какой можно сделать вывод?
Дети:ответы детей…дерево мягкое, а металл твердый.
- Но спор не утихает. Симка говорит, что гвоздь очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой?
Дети:…прочный.
-Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать?
Дети: спичка хрупкая.
- Какой можно сделать вывод?
Дети: дерево хрупкое, металл – прочный.
А сейчас ребята давайте посмотрим какое задание у нас следующее, что изображено на схеме?
Дети: на схеме у нас изображена физкультурная минутка.
- Предлагаю всем немного отдохнуть.
Физкультминутка под музыку
Раз, два, три, четыре (дети маршируют)
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)
4 задание к карте, (цифра 4)
Перемещение по группе к следующей зоне по карте.
- Симка и Нолик отправились в обратный путь в свою страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет).Обрадовался Нолик : А Симка приуныла. Как вы думаете почему?
Дети: …Потому что, у Симки гвоздь утонет, а у Нолика карандаш не утонет.
- Ребята, а как узнать, что утонет, а что поплывет?
Дети: … Сделать опыт
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
Опыт «Тонет-плывет»(дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)
-Какой можно сделать вывод?
Дети: металл тяжёлый, а дерево легкое.
-Как же тогда Симке с гвоздем перебраться на другой берег?
Дети: … Его может перевести Нолик с карандашом,
-Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.
Они устали и захотели есть. И решили отдохнуть и сварить уху, А что для этого надо?
Ответы детей. (Развести костер и наловить рыбу)
Воспитатель применяет проблемную ситуацию с использованием технологии имитационного моделирования
- Как вы думаете, кто будет костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить?
Нолик с карандашом или Симка с гвоздем?
Дети: … Нолик с карандашом должен рыбу ловить, он воды не боится. Симка с гвоздем – костер разводить он не боится огня.
-Сварили друзья уху, сели есть, Симка взяла ложку из чего (из металла, а Нолик – деревянную. Кто быстрее поест Симка своей ложкой или Нолик своей.
Дети: ответы
-Почему?
Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».Для этого мы обратимся к нашей карте. Что она нам подскажет.
5 задание к карте, (цифра 5)
Перемещение по группе к следующей зоне по карте.
Опыт «Теплопроводность»
-Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
- Как вы думаете, что произойдёт?
Дети: … Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет.
Почему?
Дети: Металл проводит тепло.
(пока идет опыт с теплопроводностью незаметно к гвоздю крепит магнит-
- Ой ребята посмотрите на гвоздике что то есть, а на карандаше нет.
- Дети: магнит
Как вы думаете, почему магнит притягивает только металл?
Дети: Проверить это нам опять поможет карта
6 задание к карте,.(цифра 6)
Перемещение по группе к следующей зоне по карте.
Опыты с магнитом
(На столе лежит линейка, расческа, гвоздь.)Ребята, из какого материала сделаны эти предметы?
Дети: (дерева, пластмассы, железа).
Магниты притягивают эти предметы?
Дети:
Давайте испробуем. (дети выполняют)
Какой можем сделать вывод?
Дети: магнит притягивает только металлические предметы.
Дети делают выводы :магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, через стекло, дерево.
Заключительная часть - рефлексия
Итог: Ребята посмотрите Симка и Нолик стоят рядом повернувшись друг к другу. Что это значит?
Дети: они померились
На память они дарят детям свои фотографии и хотят, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.
- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
( Дерево: легкое, теплое,мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается).
Домашние задания (буклеты с опытами для самостоятельного выполнени