Ченцова Татьяна Михайловна
Конспект НОД «Поможем сберечь природу»
Цель: Уточнить знания детей о природе. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи:
Обучающие :
• уточнить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях,
• формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы;
Развивающие:
• развивать речь, творческую и познавательную активность, устойчивость
внимания, наглядно-действенное мышление,
• закреплять умение проводить несложные опыты с водой.
Воспитывающие:
Публикация «Конспект НОД „Поможем сберечь природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать эстетические и нравственные чувства, экологическую культуру,
• воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Предварительная работа: чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение произведений В. Бианки,, проведение беседы «Лес и человек».
Форма организации: фронтальная - путешествие в лес.
Методы и приё мы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям. д/игра, использование художественной литературы, активизация словаря
Словарная работа: очистные сооружения
Материалы и оборудование: декорации леса (деревья, кустарники, животные, грибы, цветы, муравейник, презентация, интерактивная доска, камешки с цифрами, эмблемы, материалы для проведения опыта (стаканы, ватные диски, воронки, вода, значки «Юные защитники природы».
Ход НОД:
Дети подходят к воспитателю
В: Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.
В: Ребята сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?
Д: Природа-это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.
В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.
В: Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран. (слайд. 1) Сейчас я вам его прочитаю.
«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!
К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки и зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!
Матушка природа»
В: Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в путешествие? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в один из уголков Матушки природы и помочь навести там порядок?
Ребята, я знаю, вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к спасению. Давайте вспомним правила поведения в природе.
- Нельзя рвать цветы, топтать траву,
- Нельзя обрывать с деревьев листву.
- В лесу ходить лишь по тропинке,
- Не мять зеленую былинку,
- Животных надо охранять,
- Да гнезда птиц не разорять.
В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:
«Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей»
(на экране появляется изображение леса)
В: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в лесу.
Ребенок читает стихотворение:
Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
(Погореловский Сергей)
В: -Для чего мы с лесом дружим
-И зачем он людям нужен?
-Ребята, для чего нам нужен лес?
1. «Место отдыха». – Чем же является лес для человека? (Лес - это место отдыха человека)
2. «Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
3. «Аптека». – А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
4. «Мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
(Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
5. «Дом». - Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
- Для кого еще лес является домом? (Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)
В: Ребята, для начала давайте наведём порядок в лесу, а поможет нам в этом игра «Четвертый лишний»
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, волк, лиса, лошадь;
2) береза, ель, дуб, калина;
3) боровик, опенок, лисички, мухомор;
4) ромашка, ландыш, колокольчик, роза.
В: А сейчас мы пойдём по тропинке и поищем тех, кто попал в беду.
(На экране появляется муравей)
«– Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.»
Д/и «Тропинка». (от 1 до 8)
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
В: Ребята, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядку от 1 до 8. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь? Дети выкладывают тропинку из камешков с цифрами от 1 до 8.
В: Давайте посмотрим, правильно мы расположили камушки (счет до 8)
В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Физминутка:
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели, (Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, (Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.
Звучит сигнал SOS : ребята кто-то ещё просит о помощи. Давайте подойдём и посмотрим.
В: А вот и речка, а в ней рыбки о которых говорилось в письме. Посмотрите, какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?
Д: Вода в реке грязная.
В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?
Д: Это завод и свалка.
В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.
Д: Перерабатывать отходы.
В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.
Опытно-экспериментальная деятельность.
В. : Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки.
В. : Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов? ( необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Очистка воды» :Опыт проводится за «круглым столом».
В. : Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?
В. : Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку ватный диск – он будет фильтром, который поможет нам очистить воду. А теперь переливаем воду из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан.
В. : Ребята, что у вас получилось? ( ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? ( ответы детей: да). Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
В. Посмотрите наши рыбки немного повеселели
Заключительная часть
В: Ну вот мы всем и помогли. Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем:
«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»
В. Открываем глаза мы с вами в саду. Присаживайтесь на стульчики.
В. Посмотрите ребята, нам опять по электронной почте пришло письмо.
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. До новых встреч!
Матушка Природа»
В: Ребята, посмотрите, Природа улыбается! Как вы думаете почему?
Д: - Потому что мы помогли ей справиться с её бедами.
В. А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? У нас на столе лежат карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего путешествия.
Работа с карточками (ответы детей) :
-мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор,
-я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам,
-мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д
В: Молодцы, вы - настоящие друзья природы, а за это она дарит вам значки друзей и защитников природы.
В. Я хотела поблагодарить Вас за активное участие.
Воспитатель:
Давайте ребята, природу охранять!
О ней не на минуту, не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и реки,
Это все для нас навеки.
Давайте, друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче и краше.
"Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери