Лидия Ахминеева
Конспект НОД «Полезный овощ» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Полезный овощ»
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, расширение словарного запаса.
Задачи:
Обучающие задачи:
- расширять знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами;
- расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД „Полезный овощ“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи и фрукты — полезные продукты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать у детей зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, мелкую моторику, чувство цвета, формы;
- развивать коммуникативный опыт детей;
- развивать любознательность и расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать ответственность за порученное дело.
Словарная работа: луковица, перья, донце, корень, фитонциды.
Предварительная работа:
Рассматривание луковиц, чтение стихотворений, пословиц, загадок о луке, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, чтение книги Джани Родари «Чиполлино», «Три брата Луковки», «Луковая семья», просмотр мультфильма «Чиполлино», разучивание пальчиковой гимнастики «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку», дидактические игры «Что где растёт?», «Чудесный мешочек», подвижная игра «Овощи играют в прятки».
Методы и приё мы:
Сюрпризный момент, игровой приём, художественное слово, вопросы к детям, показ с названием,
Материал и оборудование: проектор, презентация «Лечебные свойства лука», горшочки и контейнеры с землёй, репчатый лук на каждого ребенка, лейки с водой, лопатки, сказочный персонаж – Чиполлино, календарь наблюдений за прорастанием лука, фартуки на каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель: Вот пришёл и встрече час!
Как я рада видеть вас!
- Ребята, а вы любите сказки? К нам сегодня в гости пришёл один сказочный герой (появляется Чиполлино). Вы знаете, кто это?
(Ответы детей)
- Да, это весёлый и добрый мальчик – луковка. У Чиполлино большая семья: папа, мама, братья и сёстры. И все они…. Луковки. Ребята, скажите, лук – это что? (Ответы детей : овощная культура).
- Чиполлино, а наши ребята знают много загадок о луке. Ребята, расскажем Чиполлино загадки?
* Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
* Сарафан не сарафан, платьице не платьице,
А как станешь раздевать, досыта наплачешься.
* Сидит дед во 100 шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает!
*Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий,
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу.
*Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слёзы утирает!
Воспитатель: Молодцы! Видишь, Чиполлино, сколько загадок о луке ребята знают.
- Чего же плачут от него взрослые, и дети?
В нём есть летучие вещества, которые испаряясь, вызывают слёзы у человека. И называются они – фитонциды. Они убивают микробы, поэтому их полезно вдыхать. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.
- Ребята, а ещё Чиполлино принёс нам луковицу. Давайте внимательно рассмотрим её. Скажите, какую форму она имеет? (Круг)
- Какого цвета? (Коричневая, золотистая)
- А ещё лук бывает белый, красный, фиолетовый. (Показ)
- А кто сможет показать, откуда будут расти корешки? Снизу, нижняя часть называется «донце», через корни лук берёт из земли питательные вещества.
- А откуда будет расти зелень? У лука есть верх (воспитатель показывает его, вот отсюда растет зеленый лук.
- Как называется верхний слой лука? (шелуха). Если её сварить, шелуха может окрашивать воду. В ней, например, окрашивают яйца на Пасху. Еще этим отваром можно мыть голову. Тогда волосы приобретут красивый золотистый оттенок.
- Скажите, пожалуйста, а какой лук на вкус? (Горький)
- Действительно, лук очень горький, и все это знают.
Воспитатель: А вот что думает про лук один жук, летавший в огороде.
(инсценировка стихотворения Ю. Дулепиной «Жук»)
Воспитатель:
В огороде летал жук.
Сел на грядку, стал есть лук.
Слёзы в три ручья бегут,
Говорит:
Жук:
- Зелёный лук!
Подожду, когда созреет,
Слишком горький,
Пусть краснеет,
Будет лучок сладкий,
Прилечу на грядку.
Воспитатель:
Говорим мы:
Дети все вместе:
- Глупый жук,
Не бывает красным лук,
Сладким тоже не бывает,
И каждый ребёнок это знает.
Пусть он будет горький, злой,
Лук полезен нам такой!
Воспитатель: Что же получается, лук горький на вкус. Его трудно чистить и резать – все от него плачут. Зачем же тогда его используют?
(Ответы детей : в нём много витаминов, чтобы не болеть….)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он очень полезен и обладает другими лечебными свойствами. А почему говорят «Лук от семи недуг»? Лук помогает лечить людей.
Сейчас мы расскажем Чиполлино, что можно лечить с помощью этого овоща. Внимание на экран.
(просмотр презентации «Лук от семи недуг», ответы детей по слайдам).
Воспитатель: Вот какими полезными и лечебными свойствами обладает лук.
Воспитатель: Издревне считалось, что лук – это символ вечной и здоровой жизни. Много пословиц и поговорок народ складывал о луке.
Воспитатель: И мы с вами поиграем сейчас в одну игру «Я начну, а ты продолжи». Я начинаю пословицу, а вы продолжаете (проводится игра).
• Лук от семи недугов лечит. • Лук – от семи недуг!
• Ешь лук - чаще зубы будут. • Горе ты луковое!
• Лук да баня всё исправят.
• Кто ест лук, тот избавлен от мук.
• Лук во щах - и голод прощай.
• Лук с чесноком – родные братья.
• Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да не одинаково сладки.
Воспитатель: Кроме пословиц и поговорок луку посвящены также и рассказы и стихи (дети читают стихи).
1. Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Он заставит плакать вмиг.
Стал сердитым от обиды:
-Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда, я раздражаю, -
Сказал он, слезы вытирая.
-Когда людей сразит недуг,
Все вспоминают: - Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
2. Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зел ной
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово.
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зелёный лук? (ответы детей).
Воспитатель: но прежде чем посадить наши луковки, немного разомнёмся.
(Проводится подвижно – развивающая игра «Лучок – здоровячок»)
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.
2. В огороде поутру погляди на грядку (отвести поочерёдно руки в стороны).
Лук зеленый по ветру делает зарядку (подтягивание вверх).
На зарядку встали в ряд репа и редиска (ходьба на месте).
Там листочки вверх глядят (поднять руки вверх, похлопать).
Здесь – пригнулись низко (присесть).
Воспитатель: Что ж, давайте сейчас посадим наши луковки.
Воспитатель: А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (ответы детей).
- Правильно, застелить столы, надеть фартуки.
(Дети надевают фартуки, воспитатель накрывает столы клеенкой.)
Теперь подумайте, какие условия необходимы для роста луковиц? (ответы детей). Действительно – земля, свет, тепло и вода. А у нас вами всё это есть.
Воспитатель: Сначала посмотрите, как я буду сажать лук (воспитатель демонстрирует алгоритм посадки).
- Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в землю? Донцем, где корешки.
Воспитатель: Ребята, я делаю углубление в земле. Теперь посажу луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступила из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать? (ответы детей). Правильно, нужно полить лук. Поливаю его. Вот лук и посажен! Запомнили?
Воспитатель: Ну, а теперь вы тоже можете посадить свою луковку. У каждого свой горшочек, и он подписан.
(дети под контролем воспитателя сажают лук).
Сейчас поставим лук на окно в наш такой красивый огород к свету, к солнышку, чтобы он быстрее пророс.
- Молодцы. А теперь давайте зарисуем наши посаженные луковицы в «Дневнике наблюдений». И будем наблюдать за луковицами и зарисовывать изменения, которые будут с ними происходить.
Воспитатель: Ребята, Чиполлино очень доволен, ведь теперь у нас в группе будут расти его друзья, луковки, а мы будем заботиться о них, поливать и наблюдать за ними, как они растут.
- Ну, что же, пришло время прощаться с Чиполлино. Давайте ещё раз покажем Чиполлино, как много мы знаем о нём и его друзьях.
- Почему полезно есть лук? (Ответы детей)
- Какую часть лука употребляют в пищу? (Саму луковицу и зелень)
- Молодцы. Видишь, Чиполлино, ребята всё запомнили и будут обязательно кушать лук, чтобы укреплять своё здоровье. Ну что ж, скажем до свидания, Чиполлино, приходи к нам ещё!
Дети прощаются с Чиполлино.