Ирина Локтева
Конспект НОД «Подкова на счастье» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей интереса к истории и культуре русского народа
через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей.
Задачи:
• способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений;
развивать творческие способности;
• знакомить детей с русским народным фольклором (поговорки, пословицы,
игры, историей возникновения оберега подковы.
• закрепить на примере изготовленных оберегов понятия о семейных
ценностях, традициях и быте русского народа.
•воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа.
Публикация «Конспект НОД „Подкова на счастье“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Предварительная работа: просмотр презентации «Кто такая лошадь», разучивание считалки и подвижных народных игр «Конь – огонь», «На горе сидели зайцы».
Материалы и оборудование:
для воспитателя: магнитная доска, картинка лошади, флажок, подкова лошади, образец оберега;
для детей: доска для лепки, стека, кисточка, баночка для воды, шаблон подковы, тесто трёх цветов
Вводная часть.
Детям предложу подойти к магнитной доске, где прикреплена и закрыта картинка с изображением лошади.
-Ребята, хотите узнать, кто изображен на картинке, но я вам так просто не покажу картинку, давайте поиграем в игру «Да – нет». Вы мне задавайте вопросы, а я на них буду отвечать словами да или нет.
-Вы угадали это лошадь.
Повторение пройденного.
-Что вы знаете об этих чудесных животных?
+ Лошадь — это сильное и большое животное, которое намного сильнее человека. И характер у лошадок бывает разный, есть добрые и злые, смелые и пугливые, работящие и ленивые, спокойные и игривые, в общем, все они разные, как и люди.
Лошади бывают дикие и домашние. Дикие живут в дикой природе. Они собираются в табуны, чтобы им было легче защищаться от врагов. А домашние живут рядом с человеком в конюшне.
Летом лошадки едят траву и плоды. А зимой основная еда овес, пшеница и сено. Также лошадки любят полакомиться фруктами, особенно яблоками. Не откажутся они и от кусочка хлеба. Еще они пьют много воды.
Лошадки бывают разных пород. Лошади различаются по масти — это означает, что они бывают разных цветов. Например, вороная — то есть черная масть, еще рыжая и гнедая.
Семья у лошадки такая: мама — лошадь, папа — конь, дети — жеребята.
Лошадки любят свою семью. Они защищают ее от врагов и даже отмахивают друг от друга хвостом разных насекомых (комаров, мух, слепней, которые так и норовят укусить их.
У лошадок, как и у коров, есть молоко, которое называется кумыс. Оно очень вкусное и полезное!
Природа наделила это прекрасное животное изумительными свойствами — оно слышит звуки и чувствует запахи намного лучше человека и многих других животных. К тому же лошадка очень сильная, она может сделать много работы и пробежать очень большие расстояния, на которые могут ездить только машины.
Каждый наездник учится управлять лошадью и пытается с ней подружиться, чтобы та разрешила ему сесть на свою спину. Например, чтобы лошадь пошла с сидячим на ней всадником — нужно сказать — «Но-о!», а чтобы остановилась — «Тпру-у».
Раньше лошадок запрягали в плуги, чтобы вспахивать с их помощью поля, на которые потом высаживали овощи и злаки. А также в телеги, чтобы вывозить собранный урожай с поля, и не только. Животных также запрягали в кареты и телеги, чтобы перевозить людей и разные предметы.
Еще они очень боятся пчел и убегают от них. Большой рой пчел способен сильно закусать взрослого коня.
-Молодцы, много знаете о лошадях, а я знаю интересную игру «Конь – огонь», давайте поиграем.
Физкультминутка.
Играющие стоят по кругу, один в центре (ведущий) с флажком. Ведущего можно выбрать с помощью считалки:
Тучи, тучи, тучи, тучи
Скачет конь большой, могучий,
Через горы скачет он,
Кто не верит – выйди вон!
Правила игры. Дети в кругу прыгают подскоками по кругу со словами: "У меня есть конь, этот конь-огонь!" Ведущий выполняет подскоки на месте. На слова: "Но-но-но-но, но-но-но-но!" Останавливаются на месте, делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Ведущий делает тоже.
"Я скачу на нём, на коне своём. Дети движутся по кругу, бегом лошадки", ведущий противоходом в другую сторону. На слова: Но-но-но-но, но-но-но-но! - внешний круг остается, выполняет движение согнутой ногой. Ведущий продолжает движение. С окончанием слов он останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один играющий бежит в правую сторону, другой в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому удалось - водящий.
После трёх, четырёх повторений спрашиваю у детей:
-Ребята, вы топали и скакали как лошадки, а вам ножки не больно?
Эксперимент.
-А теперь снимите с одной ножки тапочек и постучите посильней этой ножкой по полу.
- теперь вам больно ножку?
-Почему же теперь стало больно ножку?
-Какой вывод можно сделать. Для чего нам нужна обувь?
(Обувь человека защищает ноги от ударов, порезов)
-Как вы думаете, а лошадям больно ноги, когда они скачут?
-У лошадей, когда они скачут по дорогам, стираются копыта, и они начинают хромать, чтобы помочь лошадям люди для них тоже придумали обувь (показываю подкову).
Обувь у лошадей называется подковы. Как вы думаете, почему подкове дали такое название. Потому что их куёт кузнец, а потом одевает или по-другому подковывает лошадь.
У подковы есть ещё назначение - оберег, от слова оберегать. Проговаривание слова оберег хором. Почему же люди считают подкову оберегом? Оказывается в древней, древней стране жили цари, которые подковывали своих лошадей золотыми, серебряными подковами. Когда они ехали по улице, то за ними бежали люди. Если подкова отрывалась, её тут же подбирали, потому что серебро, золото и даже простое железо было дорогим и редким. Найдя такую подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать
кузнецу мастеру или торговцу. Отсюда и поверье: «найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью».
Только вот найти на дороге подкову в наше время совсем не просто. Поэтому я сегодня вас научу делать подковы обереги из теста.
У каждого из вас на столе тесто трёх цветов, шаблон подковы.
1. Положить перед собой шаблон
2. Смочить его водой
3. Из теста коричневого цвета скатать длинную колбаску по размеру шаблона
4. Положить тесто на шаблон и прижать его к шаблону, чтобы не было видно шаблона
5. Перевернуть тесто и обрезать лишнее
6. Кисточкой проделать отверстия для верёвочки.
Подкова готова.
Кто сделает подкову раньше других, может её украсить. Чем можно её украсить, вспомните, чем мы украшали рамки для фотографий?
Садимся за столы, но прежде чем приступить к работе, разомнём пальчики
Пальчиковая гимнастика.
Вдаль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Вот и кончилась игра
Подкову делать нам пора.
Самостоятельная деятельность.
(Во время самостоятельной деятельности тихо звучит музыка, воспитатель оказывает помощь детям)
Положите готовые подковы на поднос.
Посмотрите, какие красивые и разнообразные подковы у вас получились.
Пусть эти обереги принесут в ваш дом мир, достаток и счастье, а зло обходит его стороной.
Рефлексия.
Народная игра «На горе сидели зайцы». Проговорить правила игры,
Тра-та-та, тра-та-та,
Начинается игра!
Эй, народ выходи
Да игрой удиви!
Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вниз. Дети ставят под ладонь
свой указательный палец. Воспитатель говорит:
На горе стояли зайцы
И кричали: «прячьте пальцы!»
Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен
водящим, тот отвечает на вопросы воспитателя:
• для чего люди использовали подкову?
• как можно повесить подкову?
• кому бы ты хотел подарить подкову?
• а из чего бы ты хотел еще сделать подкову?