Валентина Андреева
Конспект экскурсии в лес (старшая и подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
«Социализация»
- дать детям знания о лесе, как экосистеме: в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу;
- формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту, пользу и неповторимость;
- помочь детям понять, насколько серьезна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека;
«Коммуникация»
Публикация «Конспект экскурсии в лес (старшая и подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- развивать умение выражать ясно для окружающих свои мысли, эмоции;
«Познание»
- расширять и уточнять представления некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуации (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары)
-формирование первичных ценностных представлений о птицах, насекомых как «меньших братьях» человека, воспитывать любовь к ним, желание помогать им.
Предварительная работа:
• Беседы – о лесе, деревьях, животном и растительном мире леса.
• Чтение художественной литературы: О. П. Байкова «Кто живет в лесу», Т. Зубкова «В гостях у старого дерева»; Г. Н. Гусева «Лесные хоромы»; Н. Н. Павлова «Растения осенью», Г. Скребицкий «Как звери и птицы готовятся к зиме»,
• повторение пословиц, поговорок, отгадывание загадок о лесе, животных, насекомых.
• Рассматривание иллюстративного материала на темы: «Какие бывают леса» (смешанный, хвойный, ельник и т. д.)
• Дидактические игры: «Чудеса преображения. В лесу и на дворе», «Кто с кем дружит», «Сохраним родную природу», «Что растёт в нашем с лесу?
Материалы: лупы, корзинка для сбора интересных находок.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Загадка:
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой?
Думают, отвечают, рассуждают
Развитие логичского мышления, внимания, памяти.
2 Читают приглашение Лесовичка.
Лесовичок приглашает детей к себе домой и хочет рассказать о своём доме.
Педагог задает вопросы:
- Как называется дом, в котором живёт лесовичок?
- Кто ещё живёт в доме «Лес»? Хотите узнать царство Лесовичка? (напоминание правил поведения в лесу). Вспоминают правила поведения в лесу
Пришли к выводу,
что нужно бережно относиться к природе, видеть ее красоту, пользу и неповторимость;
3 Вводная беседа: направленная на осознание того, что лес – дом для -растений и животных.
- Кто живёт в лесу? (насекомые, птицы, звери и т. д.)
- Что растёт в лесу? (деревья, кустарники, травы, цветы, мох и т. д.
- А каких птиц вы знаете?
- Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда?
- Какая птица весь день клювом стучит по дереву?
- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье?
- Дружат ли растения и животные в лесу между собой? Почему?
- Нужно ли оберегать обитателей леса? Зачем?
- Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (в дуплах живут летучие мыши, гнездятся птицы, которые поедают опасных для леса насекомых)
- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево)
- Какие животные помогают распространять семена? (птицы, мышки, муравьи, бурундуки.
- Каковы причины лесных пожаров?
- Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
- Послушайте звуки осеннего леса, что он вам прошептал Думают,вспоминают, объясняют, спорят, доказывают, рассуждают
. Ответы детей с осознанием того, что лес - дом для растений и животных, что состояние природы зависит от поступков каждого человека;
4 Наблюдение за животными в лесу (насекомые, птицы). Рассматривают насекомых, птиц, делятся впечатлениями. Воспитание любови к жителям леса, желание помогать им. бережно относиться к природе, видеть ее красоту, пользу и неповторимость
5 Отгадывание загадок о животных и растениях леса.
В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится.
-Ку-ку,ку-ку!- не спит опушка,
А птицу эту звать (кукушка)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (дятел)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной (соловей)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (скворцы)
Зелена,а не луг,
белена,а не снег,
кудрява а не человек (береза)
Дышит, растет,а ходить не может? (растение)
За полем горшочек и кипуч, и горяч. (муравейник)
Не по рыбам, а сети расставляет (паук) Развитие логичского мышления, внимания, памяти.
6 Игры: «Хитрая лиса»
Ходит, бродит вдоль леса
Плутовка - рыжая лиса.
Как ее нам увидать?
Лап плутовки избежать?
Инструктор незаметно дотрагивается до ребенка, который становится Хитрой лисой.
Дети хором произносят: «Хитрая лиса, где ты?» Лиса выбегает в центр с возгласом: «Я здесь!» Все играющие разбегаются, а лиса их ловит. Дети идут по кругу, произнося слова игры
Выполняют правила игры Развитие быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
7 П/и «Воробей»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек—пташечка
Серая рубашечка
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей», пытается вылететь из круга: дети, взявшись за руки, не пускают его)
Дети идут по кругу, изображая походку голубей, в центре круга ребенок - он скачет, как воробей
Выполнение правил игры, соотнесение действия с текстом
8 Вопросы к детям:
- Почему лесовичок называет лес своим домом?
- Что вам больше всего запомнилось в лесу?
Поощрение осознанного отношения к природе и соответственное поведение в лесу. Ответы, объяснения и размышления детей Развитие умения выражать ясно для окружающих свои мысли, эмоции
9 Игра малой подвижности «Угадай время года»
На весенние признаки – ходьба на месте, хлопая в ладоши, на другие – бег на месте Развитие внимания, умения быстро реагировать на сигнал
Литература:
1. Птицы – какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д «,2000.-96с. (Путешествие в мир природы. Развитие речи)
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост., Ю. Г. Круглов. - М. :Просвещение,1990
3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6/2009
4. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет: развернутое перспективное планирование, конспекты занятий/авт. - сост. Т. К. Ишинбаева. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
5. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995 г.
6. Николаева С. Н. Наблюдая – познаём // Дошкольное воспитание. – 1991. – №1
7. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического образования
детей дошкольного возраста. – М. : Новая школа, 1993.
8. Лучич М. В. Детям о природе: Пособие для воспитателей детских садов. – М. : Просвещение, 1973.