Марина Бобылева
Конспект НОД подготовительной группы «У народа один дом — Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД подготовительной группы на тему :
«У народа один дом – Родина»
Цель: формировать чувство патриотизма у детей.
Задачи:
- познакомить детей с историй русского национального костюма;
- расширять и углублять представления о нашей стране;
Публикация «Конспект НОД подготовительной группы „У народа один дом — Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через стихи, пословицы и поговорки, песни;
- воспитывать чувство любви к родине, гордости за свой народ, за ее культуру.
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными (необъятная, величавая, татарская, чувашский и т. д., новыми словами – косоворотка, кушак, вышивка, оберег.
Предварительная работа.
Беседы о России, чтение книг «Моя страна Россия» Н. Ф. Виноградова, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, слушание русских народных песен «Лапти», «По малину в сад пойдем» и т. п., рассматривание русского национального костюма на иллюстрациях к сказкам.
Материал и оборудование: карта России, символика, иллюстрации о Москве, картинки с изображением русского национального костюма или куклы в русских национальных костюмах. Можно использовать мультимедийное оснащение, дидактические игры «Что лишнее?» или «Найди и опиши».
Ход
1. Слайд или карта России.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина – место, где он родился и живет. Стихотворение «Наша Родина» :
Как велика моя земля
Как широки просторы
Озера, реки и поля,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга,
Когда в одном краю весна
В другом весна и вьюга.
Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы
Страну российскую свою
Свой светский край любимый.
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: А какая она наша Россия?
Дети: Красивая, огромная, большая, родная, величавая, сильная, богатая, необъятная.
Воспитатель: Да, мы живем в стране, которая носит удивительное имя Россия – это наша Родина. Родина бывает разная, но у всех она одна. Каждый, слыша слово «Родина» представляет что-то свое, самое родное и близкое, самое дорогое. Так что же для вас Родина?
Дети: Это мама, папа, семья. Это лес, березки, реки и моря. Это город, дом, где я родился. Это наш детский сад.
Воспитатель: Крепко любят свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети: «Нет в мире краше родины нашей», «Одна у человека мать – одна у него и родина», «Человек без родины – что соловей без песни», «При солнце тепло, а при Родине добро».
Воспитатель: Мы с вами и гордимся своей родиной и ее символами. Какие символы России вы знаете?
Ребенок: Это флаг (показ слайда или картинки) :
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска
Солнечный рассвет.
Ребенок: Это герб (показ) :
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный!
Ребенок: Это гимн.
Воспитатель: Гимн – это торжественная песня. Он исполняется в особо торжественных случаях: спортивных соревнованиях, во время подъема государственного флага. При исполнении гимна любой страны люди встают, а мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Слушаем гимн (включаем аудиозапись).
Воспитатель: А как называется столица России? (показ картинки).
Дети: Москва.
Ребенок:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это богиня Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
Пословицы о Москве.
Москвой – столицей весь народ гордится.
Москва – Родины украшение, врагам устрашение.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Воспитатель: Да, Москва - это главный город и очень красивый. В Москве есть Кремль, в котором находится наше правительство и президент страны В. В. Путин. Велика наша страна Россия и много национальна. У каждого народа есть свои обычаи, национальные костюмы и свой язык общения.
Игра «Назови, на каком языке говорят россияне, татары, чуваши и т. д.
Дети: русский, татарский, чувашский и т. д.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас ребята мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое (показ слайдов или картинок деревянных домов).
Давным-давно наша страна называлась Русью, и жили там мирные, трудолюбивые люди. Жили они в деревянных избах и носили они русскую национальную одежду (показ костюмов).
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Из какой одежды состоял женский и мужской наряд?
Дети: Рубаха и сарафан, рубаха и штаны.
Воспитатель: У мужчин и у мальчиков основной частью костюма была рубаха, которая называлась косоворотка и подвязалась поясом – кушаком. Индивидуальные повторения названий одежды.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему рубаха называлась косоворотка?
Дети: Застёжка у рубахи была сбоку.
Воспитатель: А на ногах русичи носили что (показ слайда или картинки?
Дети: Лапти.
Воспитатель: Так давайте отдохнем и про лапти споем.
Физкультминутка.
«Лапти, да лапти, да лапти мои (выставление поочередно правой и левой ноги на пятку)
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои (хлопок в ладоши, поклон вниз)
Вы не бойтесь, ходите (шаг вправо, при топ, шаг влево, при топ)
Тятька новые сплетет
Эх, ну! Тьфу (руки вверх, хлопок над головой резко опустили руки вниз).
Воспитатель: А еще, ребята, хочу вам рассказать, что одежду шили из растения – льна, пряли нити, ткали полотно. И эта одежда была экологически чистая. В ней не жарко летом и не холодно зимой. Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор (вышивка). По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах, на рукавах, у выреза на вороте, на подоле (показ слайдов или картинок). Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.
Проводятся игры.
1. «Что лишнее». На карточке изображено три предмета старинной одежды и один предмет современный. Определить какая одежда лишняя.
2. «Найди и опиши старинную русскую одежду». На картинках несколько современных предметов одежды и русский национальный костюм. Дети находят и рассказывают об одежде (закрепление материала)
Итог.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали об истории русского национального костюма, говорили о нашей стране России, читали стихи, вспоминали пословицы и поговорки. Мы с вами любим и гордимся своей Родиной, что мы здесь родились и живем.
Россия – ты великая держава
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчана славой
И нет другого у тебя пути!
Список используемой литературы:
1. Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова, Моя страна Россия: пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 2-е изд. 2007г.
2. В. А. Степанов, Моя Родина – Россия, 2004г.