Елизавета Костина
Конспект НОД по звуковой культуре речи с детьми старшей группы «Дифференциация звуков [С]-[Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Используемые современные образовательные технологии:
игровые технологии, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С-Ц.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи с детьми старшей группы „Дифференциация звуков [С]-[Ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- Развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи (фонематический слух, называть слова со звуками С-Ц;
- развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово;
- упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе;
- познакомить детей с новой загадкой;
- развивать внимание, память;
- упражнять в координации речи с движениями;
- воспитывать внимание и активность детей.
Активизация словаря: слова со звуками С и Ц (слон, цапля, солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец, осенний, целебная и т. д.)
Предварительная работа: разучивание чистоговорок.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций, физкультминутка.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, предметные картинки для определения звуков С и Ц на каждого ребенка,
Ход мероприятия:
I. Вводная часть (мотивационная)
Воспитатель:
- Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас, сегодня нас ждёт много интересного, мы отправимся в волшебный мир звуков. Надеюсь, что вы будете внимательными, дружными и активными. Психогимнастика.
Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся!
II. Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте мою загадку.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
Дети:
- Слон!
Воспитатель:
- С какого звука начинается слово «слон»?
Дети:
- Со звука С.
Воспитатель:
- А теперь произнесите звук С протяжно. На что похоже?
Дети:
- На песенку водички.
Воспитатель:
- Правильно, давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук С, и ладошками покажем, как мы умываемся водичкой. Дети выполняют вместе с воспитателем.
- Придумайте слова, в которых есть звук С. (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы! А теперь послушайте другую загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
Дети:
- Цапля!
Воспитатель:
- С какого звука начинается слово «цапля»?
Дети:
- Со звука Ц.
Воспитатель:
- А теперь произнесите звук Ц отрывисто. На что похоже?
Дети:
- На песенку белочки.
Воспитатель:
- Давайте споем песенку белочки. Дети выполняют вместе с воспитателем.
- Придумайте слова, в которых есть звук Ц. (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы! Предлагаю поиграть.
Игра «Поймай звук»
Если вы услышите звук «С», делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук «Ц», то махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом (показывает).
Воспитатель произносит то один звук, то другой, прикрывая губы листком бумаги. Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют).
Воспитатель:
- Эти звуки встречаются во многих словах. Скажите, какой звук слышится в словах: солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец, осенний, целебная.
Затем дети сами называют слова сначала с одним звуком, потом с другим звуком.
Воспитатель:
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц. (На мультимедийном экране показ презентации «Чистоговорки»)
Са-са-са - на траве лежит роса.
Су-су-су - в лесу увидели лису.
Си-си-си - в пруду живут караси.
Ся-ся-ся - мы поймали карася.
Со-со-со - спустилось колесо.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
- С каким звуком чистоговорка? (ответы детей - С)
- Давайте повторим хором, сначала громко, потом тихо. Дети выполняют вместе с воспитателем.
Ица-ица-ица - прилетела к нам синица.
Цу-цу-цу - дала всем по яйцу,
Цы-цы-цы - в гнезде пищат птенцы
Вец-вец-вец - хорошо пот певец.
Цо-цо-цо - снесла курица яйцо
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
- С каким звуком чистоговорка? (ответы детей - Ц)
- Давайте повторим хором, сначала быстро, потом медленно. Дети выполняют вместе с воспитателем и по одному (3-4 ребенка).
Воспитатель:
- Поработали - устали. Дружно встали! Наша физминутка называется «Птица-синица».
Физкультминутка «Птица-синица»
Птице-синице на месте не сидится: (машут руками как крыльями)
Скачет по веткам, напьётся водицы - (прыжки на двух ногах, наклоны туловища вперёд)
Вот непоседа птица-синица. (машут руками как крыльями)
Воспитатель:
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие в волшебном мире звуков. Послушайте пожалуйста стихотворение.
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Всё уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица.
Над цветком пчела кружится.
- Понравилось вам это стихотворение? Послушайте его ещё раз. (читает ещё раз). Помогите мне рассказать начало (первые две строчки)
Воспитатель выставляет на магнитной доске 3 одинаковые одноцветные пирамидки.
Воспитатель:
- В этом отрывке есть три слова со звуком «С». Читает начало стихотворения ещё раз.
Дети:
- Солнце, встало, поднялось.
Воспитатель:
- В каком из этих слов есть оба звука - и С и Ц?
Дети:
- Солнце. Воспитатель выставляет на магнитной доске двухцветную пирамидку.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы найдите слова со звуком «Ц». Воспитатель читает стихотворение целиком.
Дети:
- Птица, цветок.
Воспитатель:
- А сейчас попробуйте определить во фразе ударные слова (читает строки, меняя логическое ударение).
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Дети называют ударные слова (подчеркнутые).
Воспитатель:
- Сейчас я прошу вас сесть за столы. Перед вами разные картинки. Вам нужно найти картинки с песенкой водички звук С и картинки с песенкой белочки звук Ц. Дети выполняют задание самостоятельно, по завершении проверяют совместно с воспитателем (правильные ответы высвечиваются на мультимедийном экране).
- Молодцы! Вы отлично справились. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.
Игра «Доскажи словечко»
Как у нашей у бабуси
Во дворе гогочут (гуси)
Утром заплели сестрички
Аккуратные… (косички)
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал … (заяц)
По ночам сове не спится,
Ведь сова ночная (птица)
Вазу мы наполним сами
Разноцветными … (цветами)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! Предлагаю вам отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком С, если вы ответите правильно, то ответ появится на экране.
Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса плывут.
Дети:
-Облака.
Воспитатель:
-Предлагаю вам запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям.
III. Заключительная часть (итог занятия в соответствии с поставленными целями)
Воспитатель:
- Ну вот и заканчивается наше занятие, здорово у вас получается играть со звуками. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? Что вам понравилось?
Список литературы:
1. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. - М. : Изд. «Мозаика - Синтез», 2015 - 144 с.
2. Голицына Н. С. «Конспекты комплексно - тематических занятий». Старшая группа. Интегрированный подход. - М. : Изд. «Скрипторий 2003», 2015 - 448 с.
3. Гридчина Н. И. «Речевые пятиминутки» - СПб. : КАРО, 2007 - 96 с.
4. Комарова Т. С. ИКТ в дошкольном образовании. - Специализированное педагогическое издательство. - М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2013. - 128 с.
5. Спивак Е. Н. «Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей» - М. : Изд. «ГНОМ и Д», 2007 - 40 с.