Вера Татонова
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по экспериментированию в старшей группе
Тема: «Воздух и его свойства».
Воспитатель: Татонова В. Б.
Цель: Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Ход:
- Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (воздух)
- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
- Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
Пальчиковая гимнастика
Эксперимент №1.
Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан.
Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в таз с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Эксперимент №2.
Материал и оборудование: бутылка, таз, монета.
С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.
Эксперимент №3.
Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.
Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Эксперимент №4.
Материал и оборудование: Свеча, банка.
Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.
Вывод: Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.
Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода).
Эксперимент №5
Материал и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда
она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем
поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик
сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании
расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом
спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Эксперимент №6
Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….
Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Эксперимент №7
Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите ребенка бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
Эксперимент №8
В тарелку положите монетку и налейте немного воды, так чтобы монетка была полностью закрыта. Предложить ребенку вынуть ее, не замочив пальцев, только как это сделать? Возьмем стакан и зажжем внутри него бумажку. Когда воздух в стакане нагреется, быстро опрокинем стакан на тарелку рядом с монеткой. Через некоторое время бумажка погаснет, воздух начнет остывать, и вода втянется под стакан, а тарелка окажется сухой. Тогда монетку можно будет взять, не намочив пальцы. почему же так получилось? Оказывается. воздух сначала нагрелся и расширился, а когда остыл, то стал сужаться. воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем изнутри стакана, и вода втянулась под стакан на освободившееся место.
Эксперимент № 9
Материалы и оборудование: Очищенное вареное яйцо, стеклянная бутылка с широким горлом, спички.
В пустую бутылку зажечь и бросить несколько горящих спичек или бумагу, пока они горят на горлышко бутылки положить яйцо, тепло вытеснит воздух из бутылки и яйцо провалится.
Эксперимент № 10
Из кругов вырезаем спирали и подвешиваем их на нитку на горизонтальную основу, поджигаем 2 свечи и ставим их под спирали. Что происходит? Потоки теплого воздуха раскручивают спирали, а если убрать свечи, то спирали перестают вращаться.
Эксперимент № 11 схожесть с № 5
На стеклянную банку надеваем резиновую перчатку и постепенно погружаем ее в таз с горячей водой. Что происходит? Воздух в банке нагревается и перчатка поднимается. Опускаем банку постепенно в таз с холодной водой и видим, что перчатка сдувается, воздух остыл и перчатка сдулась.
И так подведём итог.
*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.
*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
*Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.