Татьяна Малюта
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи: 1. Образовательные:
1) Ознакомление детей со свойствами воды:
-отсутствие цвета и запаха;
- отсутствие вкуса;
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- вода может растворять вещества,
2) Развивать навыки проведения опытов.
2. Воспитательные:
1) Умение работать в группе;
2) Отстаивать собственное мнение;
3) Прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, наблюдение за водой во время прогулки.
Материал (на каждого ребенка) : 2 пластиковых стаканчика, вода, чайная ложка, кусочек сахара, растворимый кофе, виноградинка, газированная вода.
Демонстрационный материал: емкости разной формы для воды, газированная вода, виноградинка, поваренная соль, нитка.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте с вами рассмотрим карту мира,и посмотрим какого цвета на карте больше всего.
Дети: - Синего, голубого.
-Правильно. Как вы думаете, что на карте изображают голубым цветом? Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода человеку?
(Ответы детей)
- Правильно, без воды нет жизни на земле.
- Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.
Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?
(Ответы детей)
-Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса.
Газообразное состояние – пар, облако, туман.
Твердое состояние – лед, снег
(показ иллюстраций).
Физкультминутка:
Как приятно в речке плавать (плавательные движения)
Берег слева,берег справа (повороты слева справа)
Речка лентой впереди (потягивание руки вперед)
Сверху мостик погляди (руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей
Надо нам грести быстрей
Мы работаем руками
Кто угонится за нами (Плавательные движения)
А теперь пора нам братцы
На песочке поваляться
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем (ходьба на месте)
-А теперь, ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
(Ответы детей)
Правильно, нельзя кричать, мешать друг другу. Но можно смотреть, слушать и выполнять задания. Для того,чтобы вы почувствовали себя настоящими лаборантами,предлагаю каждому одеть шапочку лаборанта.
Сейчас мы с вами будем проводить опыты с водой.
Опыт 1. Вода – жидкость.
Ребята,давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкая,она не смогла бы течь в ручейках,не текла бы из крана. Это доказывает, что вода – жидкость.
Опыт 2. Вода не имеет формы.
Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце? Что произойдет? Правильно,она примет форму блюдца. Вывод: вода не имеет формы.
Опыт 3. Вода не имеет вкуса, и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили.
Ребята, а какая на вкус вода? Давайте попробуем? Правильно безвкусная.
А теперь положите в воду кусочек сахара, перемешайте и попробуйте воду снова. Какая она стала? Правильно, сладкая. Вывод: вода приобрела вкус сахара, который в ней растворили.
Опыт 4. Вода не имеет запаха, но приобретает запах, растворенного в ней вещества.
Ребята, понюхайте, пожалуйста, воду. Чем она пахнет? Правильно, ничем. А теперь растворите в ней щепотку кофе, размешайте и понюхайте снова. Чем пахнет вода? Правильно, пахнет кофе. Вывод: вода приобрела запах растворенного в ней кофе.
Опыт 5
Вода не имеет цвета.
Ребята,кто мне скажет,какого цвета вода?Правильно,бесцветная. А если мы положим в стакан кристаллики разного цвета и размешаем?Какой цвет теперь преобрела вода?
Опыт 6. Пузырьки газа в воде могут поднимать на поверхность предметы.
Ребята, я вам сейчас покажу, что могут делать пузырьки газа. Опустите в свои стаканчики с газированной водой виноградинку. Посмотрите, как ее всю облепили пузырьки газа и как они ее поднимают наверх. На поверхности пузырьки лопаются и виноградинка снова опускается на дно стакана. Ёе снова облепливают пузырьки и поднимают наверх. Виноградинка, как будто прыгает.
Вывод: пузырьки газа в воде всегда поднимаются наверх и могут поднимать вместе с собой легкие предметы.
Опыт 7. В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.
А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночке у меня налит насыщенный раствор соли. Видите, соль в воде уже не растворяется. Я беру ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл. Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним какие опыты мы проводили и что узнали о воде? (ответы детей).
-Мы узнали,что вода бывает в жидком,твердом и газообразном состоянии.
-Что вода-это жидкость
-Не имеет запаха,формы,цвета,вкуса.
-Что пузырьки газа могут подниматься на верх и поднимать с собой легкие предметы.
Молодцы ребята!