Папки-передвижки

Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воздуха» в средней группе

Татьяна Семченко
Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воздуха» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экспериментированию на тему «Свойства воздуха» в средней группеКонспект НОД по экспериментированию на тему «Свойства воздуха» в средней группе

Задачи:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

1. Познавательное развитие:

• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Свойства воздуха“ в средней группе» размещена в разделах

• дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидимый, лёгкий, не имеет запаха, цвета, без вкуса) ;

• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

• способствовать формированию у детей познавательного интереса;

• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

2. Речевое развитие:

активировать качественный словарь детей: прозрачный, невидимый, бесцветный;

• упражнять в употреблении простых предложений;

• продолжать закреплять умение детей грамматически правильно строить предложение.

3. Социально-коммуникативное развитие:

• воспитывать умение слушать воспитателя и отвечать на его вопросы;

• закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

4. Физическое развитие:

• развивать память, внимание, координацию движения;

Методы и приемы:

практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой, апельсинами;

Методы:

Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, загадка, вопросы.

Наглядные – показ слайдов ИКТ технология, использование мнемотаблиц;

Практические – игровые упражнения, здоровье сберегающая технология – дыхательная гимнастика, подвижная игра.

Игровые – сюрпризный момент, игровая мотивация, загадки;

Метод похвалы.

Материалы и оборудование:

полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, коктейльные трубочки, 2 апельсина, таблички с номером опыта и названием на столах для опытов, шары на каждого ребёнка, 1 шар наполненный гелием, мнемотаблици с изображением органов чувств, медицинские одноразовые шапочки на каждого человека, песочные часы, звуки ветра, веера, разноцветные ленты длинной 20 см на каждого ребёнка, мультимедийная установка, презентация

Используемая литература:

А. Н. Мартынова. “Потешки, Считалки, небылицы”, Москва, “Современник”, 1989 г.

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. “Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи”, Воронеж, ТЦ “Учитель”, 2006 г.

Е. В. Белинская. “Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников”, Санкт-Петербург, “Речь”, 2006 г.

З. Брокет, Г. Шрейберг «Зелительная сила сказок», аквариум фгуиппв, г. Киров

Ход занятия:

В группу залетает бумажный самолет.

Восп. : Ой, ребята посмотрите, что это?

Дети: Самолет!

В: А кто нам его отправил?

Д: Мы не знаем.

В: А здесь загадка. Давайте ее прочитаем:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!»

- Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Что это?

Д: Воздух В : Правильно, воздух! Ребята, а давайте вспомним, какой воздушный транспорт вы знаете!

Д: Самолёт, ракета, дирижабль, воздушный шар, вертолёт, дельтаплан

(Дети отвечаю, на экране проектора появляются соответствующие картинки. Воспитатель хвалит ребёнка за каждый правильный ответ.)

В: Предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие на воздушном шаре в лабораторию воздуха. (Дети садятся на стульчики, стоящие по кругу, напоминающую корзину воздушного шара. На экране проектора появляется воздушный шар и виды природы с высоты, звучит музыка.)

Воспитатель: Ребята, вы знаете почему наша планета Земля кажется из космоса голубой?

(На экране появляется картинка планеты Земля из космоса)

Дети: она окружена воздухом.

В:Да, она окружена воздухом. Ведь он, как удивительна голубая "рубашка " защищает землю. От чего воздух защищает нашу планету?

Д: Землю он защищает от холода, солнца и его лучей, перегревание, метеоритов.

(На экране появляется картинка солнца, метеоритов, снежинки)

В: Идём на посадку (музыка).Вот мы и на месте. Проходите в лабораторию воздуха. Вставайте на свободные места.

Чтобы стать настоящими научными сотрудниками давайте оденем шапочки (на каждого человека приготовлены шапочки)

Эксперимент 1 «Воздух – это жизнь»

В: Могут ли люди жить без воздуха, как вы думаете?

Д: нет

В: Давайте мы с вами проведем эксперимент. Возьмем песочные часы и попробуем задержать дыхание на время, пока песочек бежит. Но кому не хватит воздуха, то дышите.

Опыт: задержать дыхание на время.

В: Почему мы не смогли долго задерживать дыхание?

Ответы детей

В: Без воздуха долго жить невозможно, не только человеку, но и животным и растениям.

В: Для того, чтобы проверить есть ли в человеке воздух, нужно поставить трубочку в стакан и подуть в нее. Что у нас получилось?

Д: Пузыри.

В: А как появились эти пузыри?

Ответы детей

В: Правильно, эти пузыри и есть воздух. В:Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В виде пузырей воздух поднимается на поверхность воды. А почему знаете?

Д: Не знаем.

В: Потому что воздух легче воды.

Д: Как это?

Опыт: 2 апельсина (показывает воспитатель)

В: А как это мы сейчас с вами и посмотрим. Возьмем 2 апельсина: один очищенный, а другой нет, и оба опустим в воду. Что произошло?

Д: Один апельсин утонул, а второй нет.

В: Верно, а произошло это потому, что в кожуре апельсина находится воздух – он легкий и поэтому апельсин не погрузился в воду.

Воспитатель предлагает детям выбрать из двух карточек с изображением перышка и гири. Дети выбирают. выставляет карточку мнемотаблицы с изображением перышка. Воспитатель закрепляет карточку на доске магнитной.

Эксперимент № 2 «Как поймать воздух

В: Как вы думаете можно ли поймать воздух?

Ответы детей

В:. Хотите я вас научу ловить воздух?

Д: Да.

В: Для этого нам нужен полиэтиленовый пакет (Пакеты приготовлены на опытных столах). Посмотрите на него! Что в нем?

Д: ничего, он пустой.

В: Точно, но если его раскрыть и опустить в низ, то пакет наполнится воздухом. А теперь пакет нужно закрыть (зажимаем верхние края) и мы увидим, что пакет изменил форму. На что стал похож пакет?

Д: Пакет стал похож на шарик, подушку, мяч, мыльный пузырь и тд.

(На экране появляются соответствующие картинки)

В:Что теперь внутри пакета?

Ответы детей:

В: Сначала пакет был тоненький, но теперь он похож на подушку, так как в нем воздух. А теперь давайте выпустим воздух, что произошло с пакетом?.

Д: Пакет опять стал тонким

В: Можно ли сказать, что воздух имеет форму?

Д : Воздух не имеет форму.

Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы с изображением перечёркнутых геометрических фигур.

Эксперимент 3 «Воздух- невидимка»

В:Ребята, скажите, если посмотреть вокруг воздух можно увидеть?

Д: Нет.

В: Подуйте в пакеты, наполните их воздухом. Посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Д: Да

В: Почему?

Д: Потому, что воздух прозрачный, не видимый, бесцветный.

В: Значит можно сказать глазами мы его не видим

Д: Глазами мы его не видим

Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы с изображением перечёркнутого глаза и радуги.

Эксперимент 4 «Почувствуй воздух»

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

«Ветер на воде»

- А что будет если тихо подуть на воду?

Подуйте.

- А если сильно подуть?

Вывод: Ветер может менять состояние воды.

В:Ребята, многие композиторы в своих произведениях пытались передать природные явления, в том числе и ветер.

В:Давайте послушаем музыку композитора и попытаемся определить какой ветер, а теперь еще одну произведение композитора и так же определим какой ветер.

Спокойное, штиль.

Появится рябь, небольшие волны.

Дети пробуют подуть на воду (под музыку)

Дети дуют сильно и отвечают, что появляются волны. На море шторм.

Дети слушают музыку и определяют, что в первом произведении ветер слабый поэтому море спокойное, а во втором сильный, поэтому на море шторм.

В:Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя веерами.

Что вы почувствовали? При ветерке стало холоднее или теплее?

В:Возьмите на столе ленточку и подуйте на нее.

Что вы чувствуете ладошкой? Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер?

А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер?

Ответы детей:

Физминутка

А теперь давайте поиграем:

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо

(поднимают руки вверх, качают из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, (качают руками медленнее)

деревца всё ниже, ниже (приседают на корточки,

А ребята выше, выше (дети подпрыгивают поднимая вверх руки)

В: Пойдём в магазин за шариком? С кем пойдём? Мамой, папой?

Ответы детей:

С мамой в магазин ходили,

Шар воздушный там купили,

Будем шарик надувать, будем шариком играть

(Маршируют на месте)

(Имитируют надувание шарика, вдыхают носом, выдыхают ртом)

Надувайся наш шар, надувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся

(Руками показывают увеличивающийся шар)

Шар воздушный полетел и за дерево задел

И лопнул….

Шшшшш

(Хлопают в ладоши, Шипят и приседают на корточки)

В: Возвращаемся в лабораторию

Эксперимент № 5 «Какой воздух на вкус»

В: Для следующего эксперимента нам понадобятся длинные языки, покажите. У всех есть инструмент для исследования? Почувствуйте языком вкус воздуха? Какой на вкус воздух?

Д: Безвкусный

Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы с изображением перечёркнутого языка

Эксперимент № 6 «Чем пахнет воздух»

В: Можно почувствовать запах воздуха? Как?

Ответы детей: Понюхать.

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Если приоткрыть окно мы почувствуем запах свежести, от которого поднимается настроение.

Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы с изображением перечёркнутого носа.

Эксперимент № 7 «Слышим воздух»

В: Если подуть в бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или спустить воздух из шарика шарика.

В:Возьмите крышки от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух встретил преграду на своём пути и зазвучал.

В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. Свистулька тоже зазвучит если в неё подуть.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли, бутылочки и шарик, крышки от фломастера, свистулька) .

В:Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха свист, вой. Послушайте (звучит звук ветра) .Воспитатель предлагает детям подыграть ветру с помощью крышек от фломастера. Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы с изображением уха.

Спасибо, мне было очень интересно проводить с вами опыты! Наша работа в лаборатории подошла к завершению.

Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждёт воздушный шар. (Дети снимают шапочки, возвращаются на стулья, стоявшие по кругу. На экране проектора появляется воздушный шар, виды природы с высоты. Звучит музыка.)

В: Ребята, где мы вами сегодня побывали

Д: В лаборатории Скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового?

- О чем мы говорили?

Д: О воздухе

Где находится воздух?

Д: Воздух находится везде и даже в человеке

Воздух необходим для жизни на Земле.

В:Назовите свойства воздуха которые вы запомнили?

Д: Воздух прозрачный

Без вкуса

Без запаха

Его нельзя потрогать. Его можно услышать, если на его пути препятствие

(На протяжении беседы звучит музыка)

В: Молодцы ребята, вы были сегодня моими помощниками. За это я хочу подарить вам воздушные шары. (Воспитатель выносит воздушные шары на каждого ребёнка. Один шар наполнен гелием поднимается к потолку).

В: Ребята, посмотрите один шар поднялся выше всех остальных. Вы знаете почему так произошло. Об этом я вам расскажу в следующий раз.

Дети под музыку играют с шарами.

Используемая литература:

«Неизведанное рядом», О. В. Дыбина. 2012

«Познавательное развитие», Волчкова В. Н., Степанова В. Н. 2010,

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах», Санкт-Петербург Детство-пресс, 2013 год

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» 2. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель. Развивать познавательную активность детей,.

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область «Познание». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Свойства воздуха» Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы». Возрастная группа: средняя Тема (в соответствии с комплексно-тематическим.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Свойства, качества бумаги и ткани» Цель: - познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; - дать сравнительную характеристику этим материалам; - учить устанавливать отношения.

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» .

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства воздуха» в средней группе Цель: Формировать экологическую воспитанность у дошкольников. Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе.

Организованная образовательная деятельность в средней группе «Свойства воздуха» Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы. Тема: «Свойства воздуха» Тип: интегрированное. Возраст.

Занятие по экспериментированию «Удивительные свойства воздуха» Тема: «Удивительные свойства воздуха» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха» Программное содержание: - способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, имеет вес,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воздуха» в средней группе
Опубликовано: 25 мая 2016 в 14:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воздуха» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семченко (УИ 219404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД