аноним
Конспект НОД по экспериментально-опытной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментирование
Задачи:
образовательные:
• расширить знания детей о электричестве;
• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
развивающие:
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• развивать связную речь.
воспитательные:
• формировать интерес к познанию окружающего мира;
Публикация «Конспект НОД по экспериментально-опытной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• воспитывать правила личной безопасности.
Материалы к занятию:
1. Карточки к дидактической игре "Найди пару".
2. Карточки по правилам пользования электроприборами.
3. Оборудование для опытов:
Опыт 1: Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2:Пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги, кусочки шерстяной ткани.
Опыт 3: Часы, сотовый телефон, фонарики на каждого ребёнка.
4. Карточки для ленты «История электричества»
5. Клеёнки, клей, салфетки для приклеивания картинок
Ход НОД:
I. Орг. момент.
Дети встают вокруг педагога.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу, пожать руки и дарить окружающим хорошее настроение!
-Мне сегодня утром на телефон пришла СМС от Незнайки. Он пишет: «Я недавно был в гостях у друзей в Цветочном городе и увидел там настоящее чудо. Они провели себе какое-то электричество, накупили какую-то технику. Она всю работу за них выполняет, они только кнопки нажимают. Я очень заинтересовался этим чудом-электричеством и тоже хочу его провести себе в домик. Но ничего про него не знаю. Может вы знаете что-нибудь о этом чуде, откуда оно появилось, как с ним обращаться, где оно ещё живёт?» Поможем, ребята, Незнайке? (да)
II. Беседа «Прошлое электричество» А для этого нам надо отправиться в прошлое, а поможет нам в этом машина Времени. Проходим, садимся в машину Времени и отправляемся в прошлое. (звучит музыка).
О прошлом электричества нам расскажет волшебный экран.
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Слайд№1)
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд№2)
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, то случится пожар. Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять (Слайд№3).
Потом люди придумали свечу (слайд свечи №4) .
Первые свечи появились около 2 тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. (слайд керосиновой лампы №5) Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку: Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. (слайд №6)
Почему горит лампочка, что заставляет её работать вы узнаете из загадки: К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Электричество рождается на больших электростанциях (слайд электростанций №7) .
Затее по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку. Провод это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. (слайд №8) .
III. Беседа об электричестве.
- Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Предлагаю нам вернуться на машине Времени в настоящее время и поговорить о электричестве. Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т. д.)
Д/и «Найди пару» (детям раздаются картинки предметов они должны к старинному предмету найти современный электрический) .
Веник-пылесос.
Корыто- стиральная машина.
Свеча-лампочка.
Костёр-электроплита.
Самовар-электрочайник.
Котелок- мультиварка.
Яма-холодильник.
Рубель-утюг
Расчёска- фен
Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем.
Игра «Ток бежит по проводам»
Дети (в руке у каждого красный или жёлтый шарик) идут по кругу, говорят слова:
«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес».
(Жёлтые шарики после слов поднимаются вверх, т. е. загорелись лампочки)
IV. Беседа о технике безопасности.
- Электричество, при помощи которого работают электроприборы может быть опасно для человека?
Триз «Хорошо-плохо»
- Почему Расскажете об этом (рассказывают по карточкам)
Вывод: при не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
VI. Экспериментирование.
– Ребята, а есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в нашу лабораторию
Опыт 1.
- Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт 2.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (Нет).
- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3.
- Посмотрите на часы, что вы заметили?
(часы не идут, т. к. в них нет батарейка). Воспитатель вставляет в часы батарейку и часы идут.
Вывод: Электричество живет в батарейках. Батарейки-это аккумуляторы или накопители электрической энергии.
VII.
В будущем у таких накопителей большое применения. Предлагаю вам немножко заглянуть в будущее. Садимся обратно в машину времени и отправляемся в будущее время. А поможет нам в этом волшебный экран.
VIII. Итог
Садимся обратно в машину времени и отправляемся в настоящее время.
Много информации мы сегодня узнали об электричестве. Как эту информацию передать Незнайке (ответы детей).
Предлагаю сделать ленту времени "История электричества", мы ее отсканируем и по электронной почте отправим Незнайке
Дети делают ленту времени "История электричества".