наталья верстова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Аквариумные рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию
в средней группе
Программное содержание:
обучать умению устанавливать условия, необходимые для жизни рыб;
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе „Аквариумные рыбки“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
упражнять в узнавании аквариумных рыбок по их внешним отличительным признакам; способствовать развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове;
воспитывать эмоционально - положительное отношение к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться её красотой, стремиться сохранять её живой и здоровой.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, наблюдение, демонстрация натурального объекта, показ моделей, рассказ, беседа, чтение стихотворения, загадка, дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая игра.
Оборудование: аквариум, банка с рыбкой, фланелеграф, д. и. «Обустрой аквариум», схема обустройства аквариума, картинки с изображением корма для рыб.
Предварительная работа: систематическое наблюдение за обитателями аквариума и уход за ними, чтение художественной литературы рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов по данной тематике, рисование, аппликации.
Ход НОД
Стук в дверь. Заходит Незнайка, в руках банка с рыбкой.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Незнайка: Мне подарили замечательный подарок, а я не знаю, что с ним делать.
Воспитатель : Ребята, скажите кто это?
Дети: Это рыбка.
Воспитатель : Как чувствует себя рыбка в банке с водой?
Дети: Ей тесно, неуютно, негде спрятаться, трудно дышать.
Воспитатель : Незнайка, проходи, садись ребята тебе расскажут, как ухаживать за рыбкой. Ребята, отгадайте загадку и подскажите Незнайке, где должна жить рыбка.
Загадка: Этот дом не деревянный
Не из камня этот дом
Он прозрачный, он стеклянный,
Нет номера на нём.
И жильцы в нём непростые,
Не простые, золотые
Эти самые жильцы-
Знаменитые пловцы.
(Аквариум, рыбки.)
Дети: Это аквариум с рыбками.
Воспитатель : Правильно, ребята. Значит аквариум- это что для рыбок.
Дети: Это для них домик.
Воспитатель : А кто из вас знает стихотворение об аквариуме и хочет рассказать.
Ребё нок: Я хочу рассказать стихотворение об аквариуме.
Аквариум.
Смотрите: река у меня на окне
Там синие рыбы плывут в глубине
Там красные рыбы, раскинув хвосты
Мохнатой травы раздвигают кусты
И смотрят, как, словно по нитке,
Ползут по травинкам улитки
Шажок за шажком продвигаясь вперёд
Но речка мая никуда не течёт
Она бы плескалась, она бы текла
Но держат её берега из стекла.
Воспитатель : Молодец, очень хорошее стихотворение. Тебе понравилось, Незнайка?
Незнайка, а у нас в группе есть аквариум и дети сейчас тебе его покажут. Только сначала давайте вспомним, как нужно вести себя около аквариума.
Дети: Нельзя ничего бросать, громко говорить, шуметь, опускать руку в воду.
Воспитатель : Правильно, всё это может испугать рыбок и привести к болезни. А что можно делать около аквариума.
Дети: Можно любоваться рыбками, наблюдать за ними, кормить.
Воспитатель : А теперь давайте подойдём к аквариуму поближе.
(Дети подходят к аквариуму и рассматривают его.)
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?
Дети: В аквариуме есть вода, растения, песок, улитки, камушки.
Воспитатель : Кто мне скажет, зачем на дне нужен песок? Камушки? Алина ответит? Пожалуйста.
Дети: В песок сажают растения, камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.
Воспитатель : Зачем в аквариуме нужны растения?
Дети: Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которыми рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.
Воспитатель : Посмотрите, где ещё в аквариуме есть растения?
Дети: Некоторые растут в грунте, а другие сверху.
Воспитатель : Ну что Незнайка, тебе понятно как ты должен обустроить домик для своей рыбки, чтобы ей жилось уютно и весело?
Незнайка: Да понятно! Нужно насыпать чуть-чуть песка, добавить камешков, посадить растения и пустить туда рыбку.
Воспитатель : Что ты, что ты, Незнайка, рыбка сразу погибнет. Ребята, что забыл Незнайка?
Дети: Он забыл налить воду.
Воспитатель : А давайте, чтобы Незнайка всё понял и запомнил, обустроим каждый свой аквариум. Для этого давайте подойдём к столам. На белых листочках выложим цветные полоски – «этажи» аквариума. Рассмотрите их.
Воспитатель : Настя, с какой полости начнём обустраивать аквариум?
Ребё нок: С жёлтой. Она обозначает песок.
Воспитатель : А какой будет второй «этаж» нашего аквариума?
Ребё нок: Коричневый. Это камни.
Воспитатель : Никита, а что поместим на третий «этаж»?
Ребё нок: Вода. Голубая полоска.
Воспитатель : Ребята, у нас в аквариуме есть растения, плавающие на поверхности. Давайте положим ещё одну зелёную полоску. И следующий «этаж» снова вода. Какой полоской мы его выложим?
Дети: Голубой.
Воспитатель : Правильно. А что у нас есть на верхнем «этаже» аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом.
Дети: Вверху воздух. Они им дышат.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на мою модель аквариума. Проверьте, правильно ли вы выложили.
Воспитатель : Молодцы, всё правильно. Незнайка, ты запомнил?
Незнайка: Да, я всё понял ребята.
Воспитатель : Сейчас мы с вами превратимся в улиток и рыбок, живущих в аквариуме. Давайте поиграем в п. и. «Аквариум».
Улитки ползут (передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спину).
Свои домики везут.
Рогами шевелят (останавливаются, делают «рожки» из пальчиков ритмично наклоняют голову влево, вправо).
На рыбок глядят
Рыбки плывут (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперёд – назад).
Плавничками гребут
Влево, вправо поворот (Плавные повороты туловища влево - вправо и наоборот).
А теперь наоборот…
Воспитатель : Вы очень были похожи на улиток и на рыбок, совсем как настоящие. А теперь давайте ещё раз подойдём к аквариуму. Отгадайте загадки и назовите рыбок, которые живут в нё м:
1). Ярко – красный или чёрный
Очень резвый и проворный
Длинный острый хвостик носит
И зовётся….(меченосец).
Воспитатель : Послушайте и отгадайте ещё одну загадку.
2). К нам из сказки приплыла
Там царицею была
Это рыбка не простая
Рыбка эта (золотая).
Воспитатель : Молодцы, вы правильно отгадали загадки. А каких рыбок из нашего аквариума мы ещё не назвали.
Дети: Мы не назвали гуппи.
Воспитатель : Среди рыбок есть папы имамы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостами плавниками- самцы, а большие, серенькие незаметные – самочки.
Воспитатель : Ребята приготовьте руки и давайте покажем, что умеют делать рыбки.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице (сложенные вместе ладони изображают, как плывут рыбки).
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиками
Мы хотим тебя поймать медленно сближают ладони).
Рыбка спинку изогнула (снова изображают как плывёт рыбка).
Крошку хлебную взяла (Делают хватательные движения обеими руками).
Рыбка хвостиком махнула (снова «плывут»).
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель : Чем покрыто тело рыбки?
Дети: Тело рыбки покрыто чешуйками.
Воспитатель : А чем покрыто тело кошки? Птицы?
Дети: У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы перьями.
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф графические схемы строение рыбки (а, б).
Воспитатель : Как и с помощью чего передвигается рыбка?
Дети: Рыбка плавает. У неё есть плавники, они помогают ей перемещаться в воде.
Воспитатель : Как передвигаются птицы? Кошки?
Дети: Птицы летают, ходят, у них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает – у неё лапы.
(Воспитатель выставляет ещё одну карточку (в).
Воспитатель : Где живут рыбы?
Дети: Они живут в воде. У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.
(Воспитатель выставляет карточку с изображением воды и объясняет).
- Рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворённом в воде.
(Показываю жабры на рисунке. Если в аквариуме живут крупные рыбы, то дети рассматривают их жабры, наблюдают как рыбы дышат, как у них поднимаются и опускаются жаберные крышки. Рассказывают об увиденном.)
Воспитатель : (выставляет рисунок с икринками и мальками). Ребята, расскажите как появляются на свет маленькие рыбки?
Дети: Рыбки вырастают из икринок или мальков, как у гуппи.
Воспитатель : Чем питаются рыбы?
Дети: (называют. Они едят сухой корм, крутую кашу (манную, гречневую, пшенную, салат, белый хлеб, мотыль – личинки комара, яичный желток, порошок сухого молока.
(Воспитатель по ходу беседы выставляет карточки на фланелеграф.)
Воспитатель : Незнайка, Серёжа знает стих. о рыбках и сейчас его расскажет.
Золотые рыбки.
Рыбкам в банке
Сыплют манку
Рыбки золотом горят
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.
Воспитатель : Молодец. Очень хорошее стихотворение рассказал.
Воспитатель : Кто доедает корм за рыбками и таким образом помогает чистить аквариум?
Дети: Улитки. Они едят тоже, что и рыбки, а кроме того, питаются водорослями.
Воспитатель : У кого дома есть аквариум? Кто за ними ухаживает? Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека?
Дети: Не могут, они погибнут.
Воспитатель : Незнайка, ты понял, как нужно ухаживать за рыбками.
Незнайка: Да, ребята, я теперь всё о рыбках знаю.
Воспитатель : Давайте, ребята, ещё раз напомним Незнайке, как нужно содержать рыбок в аквариуме.
Дети: В аквариуме должна быть чистая вода, водоросли, песок, камешки, улитки. За рыбками нужно ухаживать, кормить их.
Воспитатель : А чтобы ты, Незнайка, не забыл всё это, мы дарим тебе схему обустройства аквариума и картинки, чем нужно кормить рыбок.
Незнайка: Спасибо, ребята. Я для вас тоже приготовил подарок – «морские камушки». Они необычные, их можно кушать.