Вера Шайдуллина
Конспект НОД по экологическому воспитанию старших дошкольников «Ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• показать детям взаимосвязь всего живого в природе;
• развивать познавательные способности детей;
• воспитывать бережному отношению к живой и неживой природе
Модели:
Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет птиц, веточка с листьями, зеленая трава, насекомые.
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку. Садятся на стульчики, полукругом.
Воспитатель : Ребята! Какое сейчас время года?
(Ответы детей.)
Воспитатель : Давайте вспомним стихи о весне. (Дети читают стихи о весне).
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию старших дошкольников „Ручеек“» размещена в разделах
Воспитатель : О приметах весны говорится в народных поговорках и пословицах. Какие из них вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям выбрать модели с признаками весны и разместить их на веточках искусственного дерева, стоящего в зале. (Дети выполняют задание, объясняют свой выбор моделей.)
Экологическая сказка «Ручеек».
Воспитатель : Весной, когда стало ярче светить солнце и начал таять снег, родился в поле ручеек.
В группе появляется Ручеек в длинном голубом одеянии.
Воспитатель : В его водах резвились озорные, веселые капельки. (Под музыку капельки – девочки исполняют танец, затем садятся на стульчики).
Воспитатель : Все вокруг ожило. Появилась первая травка и цветы. Рано утром, когда еще и травка не обсохла, пчелка уже летит на работу – сок с цветов собирать.
Залетает пчелка.
Пчелка: Ручеек, ручеек ты откуда взялся?
Ручеек : Буль, буль, буль… Я не знаю. Я еще маленький.
Пчелка: Ручеек, ручеек дай водицы попить.
Ручеек : Буль, буль, буль… Дам водицы напиться, если выполнишь задание. Отгадай мою загадку.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Березка)
Дети помогают пчелке отгадать загадку.
Ручеек : Молодец, пчелка, пей досыта, пожалуйста.
Пчелка: Спасибо! (Пчелка садится на стульчик)
Воспитатель : Окреп ручеек, веселее забулькал.
Летит птичка – синичка. Увидела ручеек и спрашивает.
Синичка: Ручеек, ручеек, ты откуда взялся?
Ручеек : Буль, буль, буль… Пила из меня пчелка, у нее и спрашивай.
Синичка: Дай, ручеек, и мне водицы попить.
Ручеек : Дам если выполнишь задание.
Воспитатель предлагает синички отгадать, кто был у ручья. (Мнемотехнический коллаж с изображением следов птицы, цифры 2, буквы К, пера птицы, яйца, кусочка фольги и кусочка цепочки).
Дети помогают синичке справиться с заданием. У ручья была сорока.
Ручеек : Пей досыта, пожалуйста, синичка.
Синичка: Спасибо. (Садится на стульчик).
Воспитатель : Улетела птичка. Ручеек глубже стал, и еще светлее. Поднялось солнышко выше. Стало в поле совсем тепло. Бежит зайчик – серые ушки. Увидел ручеек и спрашивает.
Зайчик: Ручеек, ручеек, откуда ты взялся?
Ручеек : Буль, буль, буль. Пила из меня водицу пчелка, потом птичка- синичка, у них и спрашивай.
Зайчик: Дай, ручеек, и мне водицы попить.
Ручеек : Буль, буль, буль. Дам, если выполнишь задание.
Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчику отгадать по моделям следов животных, кто приходил к ручью.
Ручеек : Пей досыта, пожалуйста.
Зайчик: Спасибо.
Воспитатель : Ускакал зайчик. Еще шире стал ручеек, знай, булькает. А солнышко на самый вверх поднялось. В поле жарко стало. Идет мимо Маша с корзиной. Увидела ручеек и говорит.
Маша: Ручеек, ручеек, ты откуда взялся?
Ручеек : Буль, буль, буль…Пила из меня водицу пчелка, потом птичка – синичка, потом зайчик- серые ушки, у них и спрашивай.
Маша: Дай и мне, ручеек, напиться водицы.
Ручеек : Буль, буль, буль…Дам тебе водицы, если выполнишь задание.
Воспитатель предлагает Маше набор картинок с изображением первоцветов и одного растения, цветущего летом. Дети помогают, Маше, ответить какие это цветы. Какой лишний и почему?
Ручеек : Буль, буль, буль… Пей досыта, пожалуйста.
Маша: Спасибо тебе, ручеек.
Воспитатель :Пошла Маша подснежники собирать. (Садится на стульчик) Совсем глубокий стал ручеек. Идет мимо на пашню дедушка, увидел ручеек и говорит.
Дедушка: Ах! Какой ручеек хороший! Откуда ты такой взялся?
Ручеек : Буль, буль, буль… Пили из меня водички пчелка, потом птичка – синичка, потом зайчик – серые ушки, потом Маша. У них и спрашивай.
Дедушка: Дашь, ручеек, и мне водицы попить?
Ручеек : Дам тебе, дедушка, водицы, если выполнишь задание.
Воспитатель показывает детям таблицу, состоящую из 9 клеток. 8 клеток из девяти заняты изображениями листьев березы, клена, дуба, различающиеся по окраске. Дети находят недостающий листок.
Ручеек : Буль, буль, буль…Пей досыта, дедушка,пожалуйста.
Дедушка: Спасибо!
Воспитатель : Попил дедушка водицы и пошел дальше. (Садится на стул). Еще шибче забулькал ручеек, еще чище стала вода в нем. Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «Спасибо» не сказал и сидит. Посидел и спрашивает.
Комар: А ты откуда взялся?
Ручеек : Буль, буль, буль… Пили из меня водицу пчелка, птичка – синичка, зайчик – серые ушки, Маша, дедушка. У них и спрашивай.
Комар: Экой ты, ручеек, всех подряд водой поишь. На всех не напасешься, береги для себя воду.
Воспитатель : Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля. Спрашивает у ручейка.
Пчелка: Можно водицы попить?
Ручеек : Буль, на всех не напасешься.
Воспитатель : Улетела пчелка. Летит птичка-синичка и тоже к ручейку.
Птичка-синичка: Можно водицы попить?
Ручеек : Буль! На всех не напасешься.
Воспитатель : Пробежал зайчик – серые ушки
Зайчик: Можно водицы попить.
Ручеек : Буль! На всех не напасешься.
Воспитатель : Подошла к ручейку Маша.
Маша: Можно водицы попить?
Ручеек : Буль! На всех не напасешься.
Воспитатель : Идет дедушка с пашни.
Дедушка: Можно водицы попить?
Ручеек : Буль! На всех не напасешься.
Воспитатель : Никто больше не приходил к ручейку. Потерялась тропка в траве. Затянула водицу зеленая ряска. (Две девочки – капельки закрывают зеленой сетью ручеек.) Собрался с последними силами ручеек и жалобно забулькал.
Ручеек : Буль, буль, буль… Помогите! Буль, буль…
Воспитатель : Услышали крик о помощи и пчелка, и зайчик, и птичка,и Маша, и дедушка, и все, кто в это время мимо проходил, пришли, помогли ручейку освободиться от ряски, расчистили ручеек.
К ручейку подходят ребята и выполняют движения, имитирующие трудовые действия по расчистке ручейка.
Воспитатель : Ребята, откуда же взялся ручеек? (ответы детей)
Дети рассказывают по одной строке из стихотворения Е. Каргановой:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И береза зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.