Марина Никитина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Что такое воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Что такое воздух?»
Программное содержание:
Дать понятие о воздухе, как о самом необходимом и важном источнике жизни на земле.
Определить значение воздуха.
Познакомить с его свойствами.
Способствовать формированию чувственного эмоционального осознания взаимозависимости человека и природы.
Оборудование.
1. Таблицы – схемы.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Что такое воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Изображение деревьев, очищающих воздух : тополя, дуба, сосны, акации белой, липы, рябины, сирени, яблони.
3. Полоски бумаги, воздушные шары, кульки, мяч.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Давайте мы с вами сейчас задержим дыхание.
- Что вы почувствовали?
- Для чего нужен воздух?
- Кто не может прожить без воздуха?
(ответы детей)
Воспитатель. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле как, именно, он, окружающий нас воздух. Но если он вдруг исчезнет, мгновенно закипит на земле вода и все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое.
Без еды человек может находиться 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха – не более 5 минут. Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. И это касается всех людей и всех животных и растений на Земле – на огромной планете.
- Что такое воздух, которым мы дышим?
Выдыхаемый нами воздух содержит кислород, необходимый для работы внутренних органов человека. А выдыхаемый нами воздух содержит углекислый газ – уже вредный для жизни человека и всех животных. Дышит на Земле очень много живых существ и воздух всё больше и больше
Наполняется ядовитым углекислым газом. Помимо этого много вредных веществ выделяют построенные человеком заводы, фабрики, да ещё автомобили, грузовики, автобусы.
Представьте себе, сколько выделяется углекислого газа, но, удивительно, мы почему – то не задыхаемся.
- Как вы думаете, почему?
Воспитатель. В природе всё продумано и существует главный источник воздуха и кислорода.
- Как вы думаете, что очищает воздух от загрязнения? Или откуда кислород попадает в воздух? (ответы детей).
Главными очистителями воздуха являются зелёные растения, которые поглощают углекислый газ, перерабатывают его, а затем выделяют уже чистый, необходимый для дыхания кислород. Считается, что от загрязнения лучше всех очищают воздух такие растения как тополь и подсолнух.
Как показали исследования на дорогах с большим количеством машин, вдоль которых были посажены тополя и подсолнухи, воздух оставался чистым.
На небольшой территории Северной – Осетии сочетаются предгорные луга с широколиственными и хвойными лесами, в которых встречаются очень много деревьев и кустарников, способствующих очищению воздуха. Это такие растения как тополь канадский, дуб полевой, сосны, акация белая, берёза, граб, липа, дикая кавказская груша, рябина, сирень, а так же травы горных лугов.
Хорошо очищают и освежают воздух в Северной Осетии водопады, находящиеся в горах. Наверное, не зря горный воздух называют целебным. Для того, чтобы полюбоваться природой и подышать целебным горным воздухом к нам приезжают люди из очень дальних краёв.
Воспитатель. - Что случилось, если бы все растения исчезли с Земли? (ответы детей). Никто бы не очищал воздух, не задерживал бы пыль, копоть, углекислый газ и не выделял бы кислород. А значит, человек и все живые существа не смогли бы дышать, а значит жить. И всё погибло бы на Земле.
Физ. минутка:
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(потягивания - руки вверх)
Ей не просто жить на свете - ветер крутит, вертит ветер,
(вращение туловища вправо и влево)
Но рябинка только гнется, не печалится - смеется.
(наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(дети машут руками, изображают ветер).
Воспитатель. Воздух имеет ещё одно большое значение. Отгадайте загадку:
Дует, дует он в лицо,
Закачалось деревцо,
Он всё воет и шумит
Снег на поле ворошит,
Облака с полей гоняет
И погоду нам меняет. (ветер)
А сейчас возьмите полоски бумаги и подуйте на них. (полоски откланяются)
- Что произошло?
Воздух может перемещаться, двигаться. Когда он перемещается с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер, т. е. ветер – движение воздуха. Ветер может способствовать очищению воздуха. Он уносит воздух с вредными веществами (запахами и отходами). Вот видите, почему он такой важный – этот воздух.
Свойства воздуха.
Итак, воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом.
- Так какой же он, воздух?
В природе существуют жидкие, твёрдые и газообразные вещества.
Жидкие вещества – это вода.
Твёрдые – это камень, глина, песок.
Газообразные – это воздух, пар.
- Если мы сквозь воздух видим, какой он? (прозрачный)
- Если мы не видим его цвета, значит он… (бесцветный)
- Если он не пахнет? (без запаха)
Закрепление.
Д/игра. «Кто не может прожить без воздуха»