Жанна Бердова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: - Обобщить и систематизировать представления о птицах, о их строении и пищевых предпочтениях. Актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.
1. Образовательные задачи:
- Закрепить знания о зимующих птицах, возможности удовлетворения возможности в пище;
- Продолжать учить детей формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.
2. Воспитательные задачи:
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать любовь к природе и птицам в зимних условиях, умение видеть красоту окружающего мира.
3. Словарная работа:
-Активизировать речь через ответы на вопросы.
Предварительная работа.
- Чтение художественных произведений и разучивание стихов о зимующих птицах, загадывание загадок по теме;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимующих птиц.
Материалы к занятию:
Разрезные картинки с изображением вороны и синицы; картинка -«помогалка» о строение птиц, индивидуальные карточки с набором цветных кругов малого диаметра, модель – схема из категории «Расскажи-ка» по теме «Птицы», 4 обруча, 4 тарелочки, корочка хлеба, овес, кусочек сала, семечки, ягоды рябины, шапочка и нос Буратино, коврики с дельфинами (10 штук, сумочка для сюрприза, ноутбук, презентация по теме : «Зимующие птицы», аудиозапись: «Пение птиц», веселая динамичная музыка.
Методические приёмы:
Проблемная игровая ситуация, беседа, использование ИКТ, физкультминутка в виде подвижной игры, дидактические игры, работа с раздаточным материалом, релаксационная пауза, эксперимент, подведение итогов.
Ход занятия:
В: Дружно за руки возьмемся (берутся)
Мы друг другу улыбнемся (улыбаются)
И отправимся гулять (ходьба на месте)
Будем весело играть.
(входят в группу, здороваются с гостями)
Тему нашего разговора вы можете узнать сами. Для этого вам нужно собрать картинки. На этом столе разложены элементы картинок.
Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите кружочки у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята у кого картинки с желтым кружочком подойдите к желтому столу; те у кого кружочек синего цвета - подойдите к синему столу. А теперь вам нужно собрать картинки.
Итак, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?
Д: о птицах
В: совершенно верно, сегодня наш разговор будет посвящен птицам.
А как вы смогли определить, что это птицы?
Дети называют признаки, характеризующие птиц:
(на доске висит картинка –помогалка)
На столах перед детьми лежат карточки с набором цветных кругов малого диаметра
Д: У всех птиц есть голова. (обозначим голову красным кругом)
В: У нас с вами тоже есть голова, но мы не птицы
Д: У всех птиц есть клюв (обозначим синим кругом)
В: Зачем птицам клюв?
Д: Клюв нужен птицам, чтобы есть, пить
Д: У птиц есть глаза? (обозначим черным кругом)
В: Для чего птицам глаза?
Д: Глаза нужны птицам для того, чтобы видеть, замечать еду, своих врагов, например, кошек, машины.
В: Что еще есть у птиц?
Д: У всех птиц есть крылья, для того, чтобы летать. Все тело птиц покрыто перьями, крылья тоже. (обозначим зеленым кругом)
В: Хорошо, а еще какие признаки характерны для птиц?
Д: У всех птиц 2 ноги, они нужны для того, чтобы передвигаться по земле, цепляться за ветки деревьев. (обозначим желтым цветом)
В: Отлично, что еще не назвали?
Д: Кроме этого у птиц есть хвост (обозначим оранжевым)
В: А зачем птицам хвост?
Д: Хвост очень помогает птицам в полете, благодаря ему, они могут в полете поворачивать и не врезаться в здания и деревья.
В: Молодцы, все особенности птиц рассказали.
Давайте поиграем
Дидактическая гра: «Я загадаю, вы отгадайте».
Используя модель-схему «Птицы», дети описывает птицу, картинки, с изображением которых, лежат на столе, а остальные дети должны назвать ее по описанию.
В: А заметили ли вы, какие это птицы? Как их можно назвать одним словом.
Д: Это зимующие птицы
В: Совершенно верно, молодцы!
ИКТ: просмотр презентации.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие еще зимующие птицы живут рядом с нами.
(просмотр презентации на тему: «Зимующие птицы»).
В: Какие из этих птиц вам уже знакомы?
О каких птицах вы услышали в первый раз?
Ребята, почему прилетают птицы зимой из леса в город?
Д: Чтобы спастись от голода.
В: Верно. Я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется
Подвижная дидактическая игра «Птичья столовая».
На полу, на большом расстоянии друг от друга лежат обручи, это кормушки. Внутри «кормушек» стоят тарелочки с различными видами корма. Напомнить детям, что у птиц есть предпочтения в еде: воробьи с удовольствием клюют хлебные крошки, овес; голуби любят семечки; снегирь выберет ягоды рябины; а синичка не откажется от кусочка сала.
В: Вправо, влево повернитесь, в …воробьев …вы превратитесь
Под музыку дети - птицы «летают» по залу
В: Проголодались воробышки, ищите свою кормушку….
Поочередно дети превращаются во всех названных птиц.
В: Вправо, влево повернитесь, в …ребятишек … превратитесь.
Релаксационная пауза:
Долго мы уже путешествуем, давайте немножко отдохнем? Вы на трувку опуститесь, послушайте, как птички поют. Дети садятся на коврик, закрывают глаза, слушают пение птиц.
Проблемная игровая ситуация с элементами экспериментирования.
Воспитатель в это время надевает шапочку и нос Буратино, предлагает детям продолжить путешествие. Дети открывают глаза и удивленно спрашивают, что случилось? Почему вы стали Буратино?
В: (сокрушенно) Я даже не знаю, хотела Вам передать гостинец от птиц, который лежит вон в той сумочке (показывает сумочку вдали, а тут чудеса начали совершаться….я в Буратино превратилась, а тут река….как же мне через нее перебраться? Надо же вас то угостить….вот же горе, прям беда… и мостика нет нигде.
Воспитатель подводит детей к формулировке проблемы «Плыть надо – плыть нельзя».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может он не утонет, ведь он деревянный.
Воспитатель предлагает проверить последнюю гипотезу. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, в баке для мытья игрушек, который стоит в стороне, и проводят эксперимент.
Вывод. Дерево в воде не тонет, значит, Буратино не утонет, он деревянный.
Подведение итогов.
Воспитатель «переплывает реку» и возвращается с сюрпризом.
Дети вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего?
А сейчас давайте попрощаемся с гостями и займемся другими делами.