Светлана Чекурова
Конспект НОД по развитию речи по теме «Зимующие птицы» для детей с ОНР, старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепление знаний о зимующих птицах
2. Совершенствование навыка пересказа небольшого рассказа с опорой на картинки
3. Расширение и активизация словаря по теме
4. Совершенствование грамматического строя речи
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительного и слухового внимания
2. Развитие памяти на основе знакомых народных примет
3. Развитие длительного, направленного выдоха
4. Развитие мелкой и общей моторики
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи по теме „Зимующие птицы“ для детей с ОНР, старшей группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
1. Воспитание навыков доброжелательности, самостоятельности,
сотрудничества в игре и интереса к учебной деятельности
2. Воспитание бережного, доброго отношения к птицам, желанию заботиться и помогать
Оборудование: компьютер, перья птиц, 4 картинки со временем года, карточки (со схемами) с салфетками для развития воздушной струи, картинки с изображением птиц, картинки с изображением птиц для игры "Путаница", мяч, таблички со следами птиц, карточки «Кто, что любит?».
Предварительна работа: рассматривание и обсуждение повадок и внешнего вида зимующих птиц, слушание аудиозаписей с голосами птиц, обсуждение зимних примет.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, проходите, посмотрите, к нам пришли гости. Это логопеды из других детских садов. Давайте с ними познакомимся и поздороваемся. (Логопед бросает мяч одному из гостей со словами: «Здравствуйте, меня зовут Светлана Сергеевна». Гость возвращает мяч, здоровается и представляется. Каждый ребенок по-образцу, здоровается с другими гостями).
- Молодцы, а теперь посмотрите на меня. Ребята, скажите какое сейчас время года?
- Зима.
- Верно, посмотрите на картинки, и найдите ту, которая соответствует времени года.
2. Сообщение темы занятия
Чтобы узнать о чем мы с вами сегодня будем говорить, давайте сыграем в игру «Следопыты». Выбирайте карточку. Чтобы узнать, где искать подсказку, сдуйте салфетки. (Дети сдувают салфетки с карточки, на которой схематически нарисованы стол или стул и где находится подсказка: на стуле, под столом, около стола).
- Даша, где ты будешь искать подсказку?
- Под столом
- Данил, где ты будешь искать подсказку?
- На стуле.
- Ева, где ты будешь искать подсказку?
- Около стола
3. Дидактическая игра «Путаница»
- Что вы нашли?
- Перья
- Садитесь. Вы уже догадались, о ком мы будем говорить?
- О птицах
- Верно, о птицах, но посмотрите художник перепутал изображения птиц. Давайте попробуем догадаться, что это за птицы. Посмотрите на эту картинку: здесь тело сороки, а голова воробья. (Логопед прикрепляет к мольберту изображения птиц, которых называют дети). Даша, какие птицы на этой картинке?
- Тело вороны, а голова свиристели
- Данил, какие птицы здесь?
- Тело дятла, а голова голубя
- Ева, какие птицы на этой картинке?
- Тело синицы, а голова клеста
- Молодцы. А что вы знаете о птице клест?
Зимой клест селится в хвойных лесах, потому что любит семена шишек. Зимой он выводит птенцов.
- Назовите всех птиц одним словом, они какие?
- Зимующие.
- У нас еще один гость, он появится, если вы отгадаете загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
- Кто это?
- Снегирь
- Верно, молодцы!
- Ребята, снегирь прилетел к нам за помощью. Оказывается с нашего участка пропала кормушка. А вот кто ее забрал мы сейчас узнаем (слайд 1 – Вовочка «Ну, висела никому не нужная коробочка, ну и забрал я ее себе. Она мне пригодится»).
- Ребята, вы узнали кто это?
- Да, это Вовочка.
- Я предлагаю рассказать Вовочке все, что мы знаем о зимующих птицах. Может тогда он поймет, что поступил неправильно.
4. Дидактическая игра «Назови одним словом»
- Посмотрите на картинки, что общего есть у всех птиц?
- У птиц есть клюв, туловище, крылья, лапы, хвост, голова. Тело птиц покрыто перьями.
- А чем они отличаются?
- Цветом перьев, размером, формой клюва.
- Молодцы! Как мы узнаем снегиря?
- У снегиря красная грудка.
- Верно. Если у снегиря красная грудка, Даша, он какой? – красногрудый
- У синицы желтая грудка, Данил, она какая? – желтогрудая
- У дятла красная голова, Ева, он какой? – красноголовый
- У вороны длинный хвост, она какая?- длиннохвостая
- У сороки белые бока, она какая? – белобокая
- Умнички.
5. Дидактическая игра «Что изменилось?»
- Посмотрите внимательно на картинки, давайте поиграем с птицами. Закрывайте глаза. (Логопед меняет картинки местами или убирает картинку с птицей)
- Молодцы!
6. «Вспомни и расскажи»
- Какие приметы, связанные с птицами вы помните?
- Если вороны садятся на верхушки деревьев – идут морозы, если вороны ходят по земле – будет тепло, если вороны садятся на нижние ветки – будет ветрено.
- Если воробьи начинают пух и перья собирать – через несколько дней ударят морозы.
- Если голуби прячутся в ясную погоду – жди ненастья.
7. Физкультурная минутка
- Молодцы, ребята, выходите на ковер, немного отдохнем
Вот на ветках посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
- Раз! Два! Улетели!
За метелью! За метелью!
8. Дидактическая игра «Подбери слово» «Посчитай» (игра с мячом)
- Ребята, у каждой птицы, как и у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у Дятла?
- Трудолюбивый. Хорошо, посчитай 1 трудолюбивый дятел, 3 -, 5 - …
- Что можно сказать о голубе, он какой?
- Голубь дружелюбный, спокойный
- Что можно сказать о сороке, она какая?
- Сорока болтливая
- Что можно сказать о вороне, она какая?
- Ворона важная, крикливая
9. Игра «Отгадай по голосу» (слайды)
- Закройте глазки, представьте, что мы оказались на улице, каких голоса каких птиц вы услышите. (Логопед включает голоса птиц, дети отгадывают, кому принадлежит этот голос).
- Ворона, что делает? – каркает, воробей – чирикает, сорока – трещит, синица – свистит.
10. Дидактическая игра «Чьи следы?»
- Молодцы, посмотрите сколько следов. Кто их оставил?
- Птицы
- Если следы оставили птицы, значит это следы чьи?
- Птичьи
- Верно, молодцы. Ребята, здесь следы вороны, голубя и воробья, догадайтесь где чьи? Данил кто оставил эти следы? Почему?
- Это следы вороны, потому что у нее большие лапы, и она умеет ходить.
- Это следы голубя, он тоже умеет ходить, но лапы у него меньше, чем у вороны.
- Это следы воробья, его следы самые маленькие, он не ходит, а прыгает.
11. Дидактическая игра «Слушай внимательно»
- Молодцы, вставайте на первые следы. (В конце каждой дорожки следов, лежат конверты с заданием). Я буду говорить фразы, если они верные, то шагайте по следам вперед, если нет – стойте на месте.
У синицы красная грудка.
Клесты выводят птенцов зимой.
Ворона питается остатками пищи.
Снегирь любит сало.
У сороки длинный хвост.
12. Дидактическая игра «Кто, что любит?»
- Возьмите конверты (в конверте задание: «Найди корм для птицы» дети линиями соединяют птицу и то, чем она питается). Вам нужно соединить линией птицу с той картинкой, на которой ее любимое лакомство.
- Чем питается клест? – семенами шишек
- Чем питается воробей? – хлебными крошками
- Что питается снегирь? – рябиной.
13. Слушание и пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки
- Послушайте рассказ. Дети слушают небольшой рассказ. Логопед задает вопросы по прочитанному.
(Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке нашли замерзшего воробья. Они положили его в варежку и отнесли домой. Дома воробышек согрелся, ребята кормили его хлебными крошками и семечками. Когда закончились морозы, дети выпустили воробышка на волю и повесили в парке кормушку, чтобы помочь птицам пережить зиму.)
- Пересказать вам помогут картинки, подойдите ко мне (слайд, картинки по появляются поочередно, дети пересказывают по частям).
- Молодцы, очень хорошо!
14. Зрительная гимнастика (звучит спокойная музыка)
- Закройте глаза (счет до 5)
Откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Движения глаз по кругу.
Закройте глазки, откройте.
Поморгайте быстро-быстро,
Зажмурьтесь.
Открывайте глаза.
15. Итог занятия
- Посмотрите, ребята (слайд с Вовочкой «Вы меня ребята извините, я даже и не думал, что нужно помогать птицам зимой. Я теперь тоже буду их подкармливать. А ваша кормушка стоит под столом»)
- Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Мы сегодня вспомнили народные приметы. Если вы будете внимательными, то по тому как ведут себя птицы, сможете узнать, какая будет погода.
- Я принесла угощение для птиц, которое вы положите в кормушку, когда пойдете гулять и для вас я у меня есть сюрприз. Вы большие умнички!