Лариса Данилова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у королевы Воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс «Педагог года -2015»
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«В гостях у Королевы Воды»
«В гостях у Королевы Воды»
Цель: опытным путем познакомить детей с круговоротом воды в природе;
закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, растворитель, испарение
Раздаточный материал:
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „В гостях у королевы Воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Инвентарь для опытов : фартуки, стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей, сахар, чайные ложки по количеству детей, тряпочки.
Демонстрационный материал:
Чайник с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка, картинки - модели «Как капелька путешествует», мультфильм «Капитошка».
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)
Раздается звук журчания воды.
В: Ребята, послушайте, что это? (если затрудняются ответить, загадываю загадку)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)
В: Правильно. А что мы знаем о воде? Где встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.) (2, 3 слайд)
В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)
-Что мы уже знаем о воде (вода-жидкость, нет запаха, нет вкуса, прозрачная (карточки-схемы)
-А хотите узнать о том, какие еще у воды есть свойства? Закройте глаза. (Переодеваюсь в Королеву Воды).
Я сегодня не воспитатель, а королева Воды. Вы готовы? Тогда в путь! Сегодня мы будем работать с водой. А поэтому чтобы не замочить нашу красивую одежду, что нам нужно? (одеть фартуки.)
Стихотворение: Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело. Пролил воду- не беда, тряпка под рукой всегда. Фартук друг, он нам помог и никто здесь не промок. (Дети одевают фартуки).
1 опыт. В стакан с водой бросить кусочек сахара. Что случилось с сахаром? (растворился) вода-растворитель (карточка-схема)
2 опыт. Налить воду в разные емкости. Вода приняла форму емкости. (карточка-схема)
А я пришла к вам за помощью. Слушайте внимательно… (садятся на ковер)
(слайд 4 замок)
Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живу в этoм зaмкe я, Kopoлeвa-Boдa. В моем зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый я cмoтpю нa Зeмлю.
Уменя мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx я пocылaю нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo ко мне, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.
Решила я как-то раз проверить, вся ли вода в моем королевстве на месте. Боялась, что вдруг вся вода пропадет.
В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
И стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считаю, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего понять не могу. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась я на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
В: Нужно мне во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)
В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (5 слайд)
Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Ну что, Будем воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт №3 (испарение воды)
В: Ребята, смотрите, что там стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там чайник). Интересно, а что же в нём может быть? Сейчас проверим. (Дотрагиваюсь и отдергиваю руки)
В нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть?
(дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает чайник, чтобы дети увидели пар).
В: А что это выходит из чайника? (дети отвечают)
Откуда пар в чайнике? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №4 капли на зеркале.
В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(подношу к струе пара зеркало, держу некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
В: Точно! Капельки воды. Значит в чайнике вода. Так куда при нагревании исчезает вода? (Горячая вода испаряется, в пар превращается.) Выходит, может вода испаряться? А что в природе нагревает воду? (Ответы детей)
В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
В: давайте покажем тучку (Физ минутка. «Виноватая тучка»)
В: Ребята, вы помните, что обещали мне помочь? Мне не терпится поскорей узнать, где моя водица. Вот я вам и стаканчики с землей доставила, хочу узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №5 (с землей)
В: Подходите к столу. У вас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Потрогайте землю, какая она? Польем землю водой. Смотрим, что же получается? что происходит? вода просачивается и земля становится влажной. (одновременно дети с воспитателем поливают землю) А как вода попадает на землю?
В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают)
В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей).
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)
Тогда настало время расставить все по местам. (На доске выкладываем модель круговорота воды : река- солнце нагревает воду, пар- облако- туча- дождь- мокрая земля- река).
Спасибо вам, ребята! Благодаря вам, я узнала, что вода не исчезает, а путешествует по кругу: куда испаряется, откуда опять появляется. Вы мне сделали замечательный подарок, модель круговорота воды в природе. И я вам хочу сделать подарок, про моего друга Капитошку. А я с вами прощаюсь. (Показ мультфильма "Капитошка".