Надежда Ваулина
Конспект НОД «Для чего нужен нос»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужен нос
Цель: формирование у детей представлений о носе как важном органе
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
• Расширять представление о своем организме- о функциях носа; особенности строения; форме носа и его значении
• Закреплять культурно-гигиенические навыки ухода за носом;
• Расширять представление о правилах безопасности жизнедеятельности
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД „Для чего нужен нос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
«Физическое развитие» :
• Воспитывать культуру здоровья дошкольников;
• Формировать навыки выполнения самомассажа, дыхательной гимнастики;
• Развивать умение оберегать и поддерживать здоровье
«Речевое развитие» :
• Развивать умение высказывать оценочные суждения о фактах или явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
• обогащать словарный запас
«Социально-коммуникативное»
• Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье
«Художественно-эстетическое развитие» :
Планируемые результаты НОД: проявляет инициативу в общении, в разных видах деятельности; с интересом отвечает на вопросы, совместно решает проблемные ситуации. Проявляет интерес к здоровому образу жизни.
Предпосылки УД: умение слушать воспитателя, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.
Используемое оборудование : картинки с изображением предметов (животных,птиц, транспорта, обуви, посуды, человека,таблицы с правилами гигиены и безопасности, картинки с изображением носа, музыкальное сопровождение, зеркала на каждого ребенка, баночки с дольками лука, чеснока, апельсина, лимона, кофе.
Ход
Воспитатель: Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы друг другу улыбнемся,
И немного посмеемся!
Ребята, сегодня в интернете я нашла интересную загадку.
Хотите ее послушать?
На лице у нас гора
Двух пещерная она.
Что же это за гора?
И зачем она нужна?
-Как вы думаете, что это?
Попробуйте отгадку найти в зеркале
(Дети рассматривают себя в зеркале)
Дети: это нос
Воспитатель: правильно, это нос. А для чего нам нужен нос?
Дети: чтобы дышать, различать запахи
Воспитатель: Но ведь дышать мы можем и ртом, правда? А чем лучше дышать:носом или ртом? Проверим? Сделайте вдох ртом. Какой воздух попал в легкие?
(Дети делают вдох ртом, определяют, что холодный)
А теперь вдохните носом.
Какой воздух почуствовали?
(Дети делают вдох носом, определяют, что воздух стал теплым)
Воспитатель:Почему же воздух прошел через нос и стал теплым?
Я вам сейчас расскажу: «Попадая в нос, воздух проходит через два коридора,
Стенки которого покрыты маленькими волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркало. Увидели?
(Дети рассматривают)
Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в наш организм пылинки,а задерживают их в носу. Далее воздух проходит через лабиринт, где согревается и в легкие попадает уже теплым»
Проследим путь воздуха все вместе на карточках.
Чем же лучше и полезней дышать? Почему?
Дети:Полезней дышать носом, потому что воздух согревается и становится чистым.
Воспитатель:Для того,чтобы наш нос был в порядке, рекомендую сделать дыхательную гимнастику:
«Вдох через нос – выдох через рот.
Дышим правой ноздрей,
Дышим левой ноздрей.
А теперь вдохнем глубоко
Дружно скажем «мо-ло-дец».
Воспитатель:А для чего еще нужен нос?
Дети: Чтобы различать запахи
Воспитатель:Вы уверены?
Какие запахи вы знаете?
Дети: Приятные и неприятные, резкие, сильные, слабые и …
Воспитатель: Может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Да, можно почуствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то горит; если продукты плохо пахнут – они испортились и их нельзя есть.
Воспитатель:Правильно, запахи бывают разные.
Я приглашаю вас пройти к столу на которм стоят одинаковые баночки.
В них живут разные запахи. Постарайтесь по запаху определить что находится в каждой баночке.
Но помните, что запахи бывают опасными резкими, поэтому нужно рукой направлять воздух к носу, а не подносить близко баночку.
Выбирайте любую, узнавайте содержимое и соотнесите запах с предметом. Изображенном на картинке. Чтобы запахи не смешались между собой, отойдите друг от друга.
(Дети выполняют задание)
Воспиатель: Что же еще умеет нос?
Дети: Различать запахи.
Воспитатель:Правильно
А для чего еще нужен нос?
Послушайте меня, как я сейчас говорю?
(При этом закрываю нос большим и указательным пальцами.)
Вы меня понимаете?
Попробуйте тоже закрыть нос и скажите: «мама», «нос». Что происходит с нашей речью, звуками?
Дети:Они изменяются, становятся нечеткими
Воспитатель: Для чего же еще нужен нос?
Дети: Чтобы четко говорить.
Воспитатель: А если у нас нос будет заложен, мы сможем различать запахи и четко говорить? Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, поэтому необходимо регулярно выполнять массаж носа, что я и предлагаю вам сейчас сделать:
«Раз – два – три – четыре – пять
Стали дети все играть
Пальчиком у носа кружочки рисовать.
А потом поднялись ввысь
И скатились с горки вниз.
Мы нашли у глаза точку
Вправо- влево покрутили,
А потом и надавили.
Раз – два – три – четыре – пять
Мы закончили играть».
Воспитатель: Ребята, только ли у человека есть нос?
Дети: Нос есть у животных, у птиц, у насекомых.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас пройти к столу. Посмотрите, здесь картинки, на которых изображены разные предметы (корабль, самолет,чайник, ботинок) и животные. Обведите нос, если он есть у этого изображения.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы.
У всех ли животных нос называется носом?
Дети: Нет У слона - хобот, у свиньи – пятачок, у вороны – клюв.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а зачем нос самолету, кораблю, чайнику, ботинку, животным, человеку?
Ответы детей
Динамическая пауза
На зарядку солнышко вызывает нас
Раз – два, становись,
Подравняйся, подтянись.
Шагом марш, ходьба на месте.
Руки врозь и руки вместе,
На носочки не спеши
Через нос ровней дыши
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. У вас у всех одинаковые носы? А какой у меня?
Дети: У нас у всех разные носы
Воспитатель: Правильно, они разной формы.
Посмотрите, вот нос курносый, а это какой?
(Показываю картинки, если дети не смогли сказать, говорю сама- длинный, с горбинкой, прямой, картошкой)
Воспитатель: Нос – это не только главный помощник человека, но и его особенная черта. Эту особенность применяют, когда нужно найти человека, при составлении фоторобота.
А вы хотите сами составить фоторобот?
Я предлагаю вам подобрать нос сказочному герою. Выбирайте любого сказочного героя. На подносах лежат картинки с носами разной формы. Подберите такой нос, чтобы он как можно лучше подходил вашему герою
(Если ребенок быстро справился с заданием, даю еще картинку героя, если кто-то затрудняется, предлагаю помочь своему товарищу.
Воспитатель: Молодцы,вы очень хорошо справились с заданием.
Для того, чтобы не болеть и наш нос был здоров необходимо соблюдать правила гигиены носа. Давайте их вспомним и повторим для себя.
У меня есть памятки. Вам нужно выбрать, что полезно для носа, а что вредно – зачеркнуть.
(Дети выполняют задание. Затем называют что полезно. Дети:Полезно дышать чистым свежим воздухом, промывать нос, делать массах, нюхать приятные запахи
. Воспитатель: Хорошо, все вы назвали правильно. А теперь, ответьте на вопрос: «Для чего же нужен нос?»
Дети: Нос нужен, чтобы дышать, различать запахи, правильно произносить звуки говорить, для красоты человека.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Понравились вам наши опыты с носом?
Сегодня, когда вы придете домой расскажите о своих открытиях родителям, друзьям.