Светлана Балаева
«Азбука для Буратино». Конспект НОД по теме «День родного языка»
▼ Скачать +Заказ
НОД по теме «Азбука для Буратино».
Интеграция образовательных областей. Познание. Речевое развитие. Физическое развитие.
Цель. Познакомить с праздником День родного языка.
Задачи.
Развивать знания о родном языке, о русской - народной культуре, посредством изучения русского народного фольклора.
Формировать бережное отношение, как к родному языку, так и другим языкам.
Публикация «„Азбука для Буратино“, Конспект НОД по теме „День родного языка“» размещена в разделах
Воспитывать гордость за свой родной язык.
Воспитывать патриотизм, развивать речь детей, мышление, память, ораторское искусство.
Предварительная работа. Чтение пословиц, поговорок, сказок, рассматривание иллюстраций, изготовление букв.
Материалы и оборудование. Костюмы для героев. Буквы, азбука, ключ. Клубок, монеты, карточки с заданиями. Мультимедиа/
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель.
Ребята 21 февраля в стране отмечают праздник – День родного языка. В мире существует очень много языков. Еще когда вы только родились, были малышами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке – на русском. Наша группа русскоязычная, все мы говорим на русском языке. А как вы понимаете, что такое русский язык (тот язык, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем (на русском).
Воспитатель. Ребята, а что есть в языке, что помогает нам читать на нем и говорить.
Дети - буквы.
Воспитатель. Верно, конечно буквы и звуки. Если мы не будем знать звуки и буквы, то не будем уметь читать, писать и правильно говорить. А наш язык русский, он богат и красив.
В нем столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться.
Вбегают – Буратино, Лиса – Алиса и Кот – Базилио.
Буратино. Здравствуйте ребята. У меня беда. Лиса Алиса и Кот Базилио похитили у меня 5 золотых монет, которые мне дал Папа Карло на покупку азбуки. Если у меня не будет азбуки, то я не смогу научиться читать и писать.
Дети. Лиса Алиса Кот Базилио, верните монеты.
Лиса Алиса. Не так просто. Сначала выполните все наши задания, тогда мы и вернем Буратино монеты. А еще поможете найти ключ в Страну Знаний. Мы с Базилио тоже хотим туда попасть и стать еще умнее. Вы нам поможете.
Дети. Да.
Буратино. Спасибо вам.
Воспитатель. Ну, что ж Алиса, Базилио мы готовы, загадывайте свою первую задачку.
Лиса. Поиграем
Игра «Многозначные слова».
Лиса Алиса. Русский язык богат словами, их в нем великое множество. А еще существуют такие слова, которые могут обозначать совершенно разные предметы. Слова одинаковые по звучанию, но по значению разные. Слово одно, а значений много. Например –кран водяной и кран строительный.
Ручка - ручка для письма, часть тела – ручка, дверная ручка. Лук – овощ, со стрелами
Кисть – рябины, для рисования. Лист – для рисования, на дереве.
Иголка.
Есть иголка у ежа, есть иголка у ерша.
У елки тоже есть иголки.
Это швейная игла, всем одежду шьет она.
Какое же слово одно, но значения разные (иголка).
Ручка.
Ручкой целый день писала. Рученька моя писала.
Дома отдохнуть решила, ручку в ранец положила.
Ранец к верху подняла. Плохи у меня дела.
Ручка сразу отлетела, почему не поняла.
Какое одинаковое слово (ручка).
Дети показывают ответы на экране. Называют слово, объясняют значение.
Лиса. Ответили правильно.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Первый ключ к разгадке у нас в руках. Нам нужно пройти еще четыре испытания.
2. Игра «Третий лишний».
Я буду называть слова, а вы назовите слово, которое лишнее.
1. Кофта, платье, туфли – туфли обувь, платье, кофта предмет одежды.
2. Автобус, трамвай, самолет – лишнее слово самолет, это воздушный транспорт, а автобус и трамвай это наземный транспорт.
3. Корова, собака, волк. Волк дикое животное.
4. Стол, диван, чашка. Чашка предмет посуды, стол и диван мебель.
5. Синица, воробей, кошка. Кошка животное, синица, воробей птицы.
Молодцы, сейчас вы назвали слова. Слова бывают длинные и короткие.
Какие короткие – дым, мир, пир, стол.
Длинные слова – пароход, холодильник, пылесос.
Кот. Молодцы, хорошо отвечали.
Лиса Алиса и Кот. Слова вы хорошо называли. Давайте проверим, хорош ли вы знаете буквы.
У нас есть чудесный мешочек. Достаем из волшебного мешочка буквы и отгадываем. Сможете отгадать.
Дети – да.
3. Игра «Чудесный мешочек».
Дети достают из мешка буквы и складывают слово – АЗБУКА.
Лиса и Кот. Буратино, ты эти буквы изучи. Ведь для тебя они ключи ко всем чудесным книжкам. В любой рассказ найдешь ты путь, войдешь в любую сказку.
Буратино. Какие вы молодцы, я бы один ни за что не справился с волшебным мешочком.
Ребята, мои деревянные коленки совсем затекли, давайте немного подвигаемся.
Я буду называть буквы, а вы их будете показывать.
Физкультминутка «Буквы».
Буква «Б».
Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел, ну а ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Буква «Л».
Буква Л расставим ноги. Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево, вправо, получается на славу.
Букв «К».
Кустик гнется на ветру, и роняет он листву.
Ветерок его качает, ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок, кустик ветками взмахнет.
Буратино. Славно повеселились. Пора за дело. Лиса Алиса и Кот Базилио, а какое следующее задание.
4. Игра «Доскажи словечко» (рифма).
Буратино.
Я буду говорить первую строчку, а остальные должны договорить слово и сочинить стихотворение. Готовы дети, к такому испытанию.
1. «Ах, Антошка, Айболит, знать Вам надо (алфавит).
2. Ученик учил уроки, у него в чернилах (щеки).
3. Гриб растет среди дорожки, голова на тонкой (ножке).
4. Ягод нет кислее клюквы, я на память знаю (буквы).
5. Игра «Знатоки сказок».
Базилио и Алиса. Ребята, у нас осталось для вас последнее испытание. Вы должны показать хорошо ли вы знаете героев из русских народных сказок.
1. Ак звали морозов из сказки «Два Мороза» (мороз красный и синий нос).
2. Продолжи предложение «Жили, были». (дед да баба).
3 .Кого потеряла Аленушка в сказке «Гуси-лебеди». (Иванушку).
4. Как называется сказка «Волк и семеро (козлят).
5. Из какой сказки эти слова «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша и медведь).
6. Какой герой сказок был бессмертным, и смерть его была в игле (Кощей Бессмертный).
7. Как заканчивается предложение «В некотором царстве, в некотором (государстве).
Алиса и Базилио. Все то вы знаете, Лиса давай ка обманем этих умных детей.
Вот вам клубочек, он доведет вас до Страны Знаний. (Дают клубочек детям. Уходят и роняют карту и письмо).
Ведущий. Ребята, смотрите они потеряли карту, к дороге Знаний. А еще здесь письмо.
«Ребята, вы большие молодцы, показали превосходные знания, за это я хочу наградить вас вкусными медалями и подарить АЗБУКУ для Буратино, чтобы он учился грамоте и письму. Приглашаю Вас в страну Знаний. Поможет вам в этом Буратино. Он много узнал и многому научился
Буратино. Я постараюсь вам найти дорогу, но сначала давайте разомнемся перед дорогой.
Физкультминутка.
По лесной дорожке дружно мы пойдем.
Поднимаем ножки выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Все мы дружненько шагаем, не споткнулись, не упали.
До Страны Знаний дошли, и сундук волшебный нашли.
Буратино с детьми идут по воображаемым дорожкам.
Доходят до Страны Знаний, там сундук и ключ. Буратино под музыку открывает сундук и достает АЗБУКУ и медальки.
Буратино
Спасибо вам ребята, за помощь. Вот вам медальки, а мне Азбуку. Побегу домой буквы учить, до свидания.
Воспитатель. До свидания Буратино. Вот такое забавное приключение у нас произошло. Вам понравилось. Вот какой у нас богатый и красивый русский язык. Послушайте стихотворение о нем.
Стихотворение.
«Язык наш прекрасный, богатый и звучный.
То, мощный и страстный, то нежно певучий.
В нем есть и усмешка, и мягкость и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки.
Страницы волшебных, волнующих книг.
Люби и храни наш великий язык. (С. Абдула).