Мартынова Татьяна Олеговна
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
познакомить с предметом обихода- самоваром,с его внешним видом и предназначением, изучить историю появления и развития самовара,
развивать умение сравнивать предметы по внешнему виду (самовар и чайник,
воспитывать интерес к старинным предметам обихода, воспитывать бережное отношение к вещам, воспитывать уважение к культуре и обычаям
своего народа.
Связь с другими образовательными областями: ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие».
Оборудование: костюм Хозяйки, игрушка Кузя, самовар, скатерть,посуда,
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Фока воду кипятит и как зеркало блестит“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
связка сушек, трафареты с изображением самовара, мультимедийная презентация, ширма театральная.
Ход
Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал, их встречает Хозяйка в народном костюме:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей)
-Правильно, я- хозяюшка и сегодня я вас приветствую у себя в избе,
я всегда к вам в гости прихожу, а сегодня позвала вас к себе! Добро пожаловать, гости дорогие! Сегодня не только вы у меня в гостях, но и другие взрослые гости к нам пришли, давайте с ними тоже поздороваемся!
Дети: здравствуйте!
Хозяйка: посмотрите вокруг, что-то необычное заметили?
Дети: да, на столе что-то накрыто скатертью!
Хозяйка: точно! А вам интересно что там?
Дети: да.
Хозяйка: загадку мою отгадайте и узнаете что это!
Хозяйка: У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит!
Что это? (Чайник)
Хозяйка: почти угадали, давайте пойдём и посмотрим (подходят к столу и снимают скатерть)
Хозяйка: что это?
Дети: самовар!
Хозяйка: самовар- сам варит! А для чего он нужен?
Дети: кипятить воду и пить чай!
Хозяйка: да это старинный чайник для кипячения воды.
А сейчас мы используем самовары для нагрева воды?
Дети: нет!
Хозяйка: а в чём мы кипятим воду (ответы детей)
Хозяйка: а в старину самовар был в каждом доме. Давайте рассмотрим самовар.
Из какого материала он сделан?
Дети: из железа, металла. (постучали-проверили)
Хозяйка: блестящий, прочный, он состоит из: кувшина (корпус, крышки с конфоркой, 2 ручки, кран с ключом, поддона.
Кто запомнил и сможет повторить? (дети повторяют)
Хозяйка: молодцы, предлагаю вам поиграть, разделимся на две команды и будем по сигналу собирать самовар из картонных частей. Кто быстрее соберёт.
Проводится игра «Собери самовар» (дети собирают самовар из частей, называя их)
Хозяйка: молодцы, ребята! Но наш самовар современный, электрический и работает он от электричества, у него есть шнур с розеткой (показ) В кувшин заливается вода, шнур с вилкой включается в розетку, когда вода закипела- мы увидим пар из крышки, можно наливать с помощью крана горячую воду в чашку (показ).
- Самовар- птица-жар!
Кран открывается-
Чай наливается!
-Вот как здорово! Вам понравился самовар? (да)
-А хотите узнать как он появился (да)
-Я обязательно расскажу и даже покажу вам, но сначала мы немного отдохнём.
Физминута
Хлебом-солью привечаем, (наклоны вперёд и руки вытянуть с «караваем»)
Самовар на стол несём (руки на пояс и повороты в стороны)
Мы за чаем не скучаем (полочка из рук)
Говорим о том о сём (пальчик с рукой у лица)
Хозяйка: а сейчас мы пойдём в кинозал и посмотрим небольшой фильм.
(дети смотрят презентацию, сопровождаемую рассказом воспитателя об истории самовара)
История появления самовара на Руси.
Самовар на Руси появился тогда, когда и привезли первый чай из Китая.
А до самовара был только Сбитенник (для приготовления сбитня- напиток из воды,мёда и трав) (слайд 1)
Вот он- сбитенник похож на чайник внутрь которого помещалась труба для закладки угля вокруг наливалась вода и грелась.
В 18 веке в г. Туле появились самовары-кухни (слайд 2, которые представляли собой большой чан с крышкой,чан разделён на 3 части, в двух частях- варилась еда, а третьей- чай. (слайд 3)
В 1778 г два брата- Иван и Назар Лисицыны изготовили первый самовар на основе сбитенника и самовара –кухни, т. е сбитенник и самовар- кухня явились прародителями самовара, скажем папами самовара. (слайд 4)
Но всё же самовар не сразу распространился по Руси, прошло ещё 50 лет прежде чем самовар появился в каждом доме. Самовару целых 250 лет.
Самовары делали из жести, меди, латуни, самые дорогие из серебра. (слайд 5-6)
Форма самоваров тоже была разная и круглые, дутые, как шар (слайд 7, и вытянутые (слайд 8). Позже их стали расписывать разными росписями (слайд 9).
Делали самовары очень маленькие- самовар –«эгоист» или самовар-«холостяк»- на одну кружку и огромные на несколько вёдер- огромные, для питных заведений, которые начали в дальнейшем именоваться
самоварными заведениями. (слайд 10)
Хозяйка: вам понравилось? (да)
Ребята, сегодня Кузя должен приехать к нам в гости, давайте ему в подарок нарисуем самовар и расскажем, что это и для чего он нужен.
(воспитатель раздаёт шаблоны и дети обводят и раскрашивают самовар)
-Какие замечательные рисунки у нас получились, вот Кузя обрадуется!
(стук в дверь- хозяйка идёт открывать дверь, входит Кузя)
Кузя: здравствуй Хозяюшка! Здравствуйте, дети!
Хозяйка: здравствуй, Кузя!
Кузя: ой,ой,ой (испугался и спрятался за ширму)
Хозяйка: Кузя, что случилось? Ты чего испугался?
Кузя: это что ещё за чу-че-ллло?
Хозяйка: какое чучело, Кузя?
Кузя: вон на столе стоит (показывает) я боюсь его.
Хозяйка: ах это? Это не чучело! Дети что это?
Дети: самовар!
Хозяйка: а для чего он нужен (ответы детей)
Понятно, Кузя?
Кузя: понятно, только почему он такой большой и блестящий?
Хозяйка: дети, почему он такой, расскажите Кузе (ответы детей)
Кузя: я вижу, дети, вы столько много знаете о самоварах, а расскажите,как из него чай налить в кружку (индивидуальные ответы детей)
Хозяйка: молодцы,ребята, вы сегодня столько много узнали о самоваре, но вам пора возвращаться в группу.
Я предлагаю вам сейчас попить чай из самовара! (дети пьют чай)