Анна Шабаева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с элементами экологии в средней группе «Идём дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Идём дорогою добра»
Цель: Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека; формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
• Образовательные: Расширение знаний детей о доброте и её роли в жизни человека; расширять и систематизировать знания детей о природе, закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе;
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с элементами экологии в средней группе „Идём дорогою добра“» размещена в разделах
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
•Развивающие : - развитие познавательных интересов детей, познавательных процессов (мышления, внимания, воображения, памяти);
- формирование умения детей самостоятельно, осознанно делать выбор в пользу добрых поступков, анализировать, сравнивать, рассуждать. развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; развивать представления о том, как действия людей вредят природе;
• Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Словарь: активизация словаря:- мать-и мачех, подснежник, одуванчик развивать связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный: беседа, эмоциональный настрой, чтение письма от «Солнечного зайчика»; создание проблемной ситуации.
Практический: групповая, коллективная работа; труд в природе; оказание помощи лесным жителям; динамическая пауза.
Наглядный: рассматривание цветов-первоцветов; рассматривание макетов деревьев, цветов. Ежихи с ежатами, изображения с правилами леса, изображение дерева «Добро».
Игровой: игра «Починим ковер-самолет; перейдем через мостик, поможем дереву перевязать веточку, поможем девочкам перейти через мостик.
Слуховые: звуковая и эмоциональная модуляция;
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); - чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических («Кто где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия») и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);
- релаксация «Звуки леса»
-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.
-НОД с презентацией «Первоцветы»
-чтение «Десять заповедей тетушки Совы»
(правила поведения в лесу)
-устанавливали экологическую цепочку
(цветы-насекомые-птицы)
-игра «Чья тень» (силуэты цветов-первоцветов)
Рассматривание ежа на картинках, презентация о ежах.
-Игра «Четвертый лишний» на закрепления названия цветов-первоцветов.
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «весенний лес», психогимнастика «Как растут деревья», аудиозапись игры «Здравствуйте» макеты деревьев, «мусор» : коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, магнитофон, солнышко, макеты подснежников, одуванчиков, сон-травы, ежиха, ежата из пластилина без иголок по количеству детей, иголки для ежат, макет леса, ширма, медвежонок, ковер-самолет с заплатками (нарисованные первоцветы одуванчики, подснежники, мать -и –мачеха, ранец, одноразовые перчатки, волшебная коробочка, медали защитники леса, бинт, гнездо с птицей, насекомые, пеньки деревьев, тропинка.
Вводная (2 мин)
Эмоциональный настрой; игра с «Солнечным зайчиком», д/и
«Скажи вежливо», проблемная ситуация – чтение письма от солнечного «зайчика»
Основная (16 мин)
Проблемная ситуация, рассматривание дерева «Добра», помощь дереву, д/и «Починим ковер-самолет», «Перейдем по тропинки через ручей по мостику», «Собери мусор», «Полечим березку»,; психогимнастика «Как растут деревья»; логическое упражнение «», д/и «Поможем маленьким ежатам», дети выкладывают иголочки ежикам
Заключительная (2 мин)
Возвращение в детский сад на ковре-самолете». Подведение итога.
Ход
1 часть Вводная
Проводится в группе. В группе приготовлены запрещающие знаки, стоящие на столе, стоит ширма с медвежонком, на столе приготовлены ранец, вещи, которые надо взять в лес, ковер-самолет, на подносе заплатки для ковра-самолета.
Дети входят в группу
Воспитатель: Дети, смотрите, к нам в гости пришел солнечный зайчик! (Воспитатель и дети пытаются поймать его)
Воспитатель: Я поймала, какой он теплый, как приятно его держать в ладошках (показывает сомкнутые ладони) Давайте передадим его по кругу, говоря друг другу любое вежливое слово, которое вы знаете, чтобы каждый мог согреться его теплом. (Дети по очереди подставляют ладошки и передают зайчика друг другу, говоря при этом какое-нибудь вежливое слово). Когда зайчик снова оказывается у воспитателя, то тот обращает внимание, что “зайчик”, получив много вежливых слов от детей, вырос и не вмещается в ладонях.
В:- Выпустим зайчика, пусть он дальше бежит и дарит тепло другим детям. (Воспитатель раскрывает ладони, зайчик убегает в окно)
II часть “Основная”
Воспитатель находит письмо на подоконнике: Ребята, смотрите, солнечный зайчик оставил нам письмо, оно от друзей из леса. Интересно, что ж в письме.
(чтение письма)
Внимание! Внимание! У нас в лесу случилась беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! У нас стало погибать дерево «Добра». Помогите! Помогите!
В: Да, дети, что-то серьезное случилось в лесу. Кто-то нарушил правило поведения в лесу. Давайте совершим доброе дело, спасем лес.
А вы знаете правила поведения в лесу?
Воспитатель подводит детей к знакам-
правилам поведения в лесу.
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.
Предлагаю взять в лес рюкзак и взять только самое необходимое для помощи лесным жителям.
Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы.
Дети предлагают свои варианты.
Выбирают пакеты для мусора.
Дети продолжают отбирать предметы:
перчатки одноразовые.
Дети берут с собой перчатки.
В: рюкзак собран, нам надо срочно отправляться в лес. На чем мы туда отправимся? (ответы детей)
В: Дети, я предлагаю вам полететь до леса на ковре – самолете.
Разворачиваю «ковер», а там дырки в виде цветов –первоцветов.
- Ой, дети, его прогрызли мыши. Помогите починить ковер. (мать-и мачеха, подснежник, одуванчик) (дети чинят ковер).
В: какие цветы – первоцветы понадобились нам? (ответы детей)
- Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:
Наш ковё р по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес!
Вот мы и прилетели в лес.
Здравствуй, лес, прекрасный лес!
Полон сказок и чудес!
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.
Не слышно пения птиц.
В: Дети, смотрите дерево «Доброты, оно почему-то без листьев. Почему нет на нем листочков?
Дети: Надо совершить добрые дела, тогда появятся на нем листочки.
В:Правильно. мы будем совершать добрые поступки, и листочки будут по –очереди появляться.
Дети, смотрите, один листочек один есть, почему?
Д: Мы починили ковер –самолет.
В: Молодцы, дети.
Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.
Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?
(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
В: Дети, смотрите ручеек, через него раскинут мостик. Идем по мостику очень осторожно. Мальчики помогите девочкам, возьмите их за руку. А то они могут упасть и намокнуть.
Выходят на полянку, где разбросан мусор.
Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: Одним словом - мусора.
Воспитатель: Правильно. Что же делать, как помочь лесу?
Давайте уберем весь мусор на полянке.
И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.
(Очищают лес от мусора).
Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
- А что ещё вы заметили, ребята?
(Веточка у берёзки сломана).
- Что же нам нужно сделать?
(Полечить берёзку).
Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.
Сразу включается запись звуков леса.
- Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу!
Что вы слышите? (ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья?
( Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)
Давайте представим с вами, что мы маленькие семена, которые упали в землю.
(включается запись психогимнастики)
«Как растут деревья»
-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором.
Их становится все меньше и меньше.
(выключается запись леса, становится тихо)
Лес опять молчит.
- Ребята, лес опять грустит, и птички не поют.
Как вы думаете, почему так произошло?
Да, похоже у нас ещё одна проблема в нашем лесу — животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать.
Здесь не нужно всех ловить.
Топать, бегать, палкой бить.
Ой, посмотрите, здесь маленькие ежата, они убежали от плохих людей, но они потеряли иголки. А для чего ежам иголки?
Давайте поможем им.
(дети выкладывают иголочки ежикам)
Молодцы, помогли ежатам,
Нам пора идти дальше.
Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Посмотрите, как красиво! Можно ли рвать цветы? Почему?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Включается запись звуков леса).
Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?
Дети: Птицы песенки запели.
В: Дети, посмотрите на дерево «Добра»
Д: На нем появились листочки.
В: Если на нем появились листочки, значит мы сделали много добрых дел для леса. Молодцы, дети.
Воспитатель: Надо природу беречь!
3часть Заключительная
Дети, мы справились со всеми заданиями.
Посмотрите, как в лесу стало светло.
Смотрите, солнечный зайчик тоже радуется, что мы помогли лесу. Видите он мелькает сквозь листочки деревьев.
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!
Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.