Юлия Четверова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От зернышка до булочки. Хлеб»
Цель: формировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба.
Образовательные задачи: формировать умение обрабатывать землю, формировать навек работы с тестом. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Развивающие задачи : развивать интерес к процессу выращивания и изготовления хлеба, развивать трудовые навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к профессиям, связанных с выращиванием хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „От зернышка до булочки, Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов о хлебе, заучивание пословиц и поговорок, проигрывание проблемной ситуаций «Дети не доедают хлеб, как быть?», рассматривание семян злаков, колосьев, знакомство с условиями, необходимыми для жизни и развития растений, знакомство с правилами гигиены при работе с продуктами, разучивание физкультминутки «В землю зёрнышко попало» и пальчиковой гимнастики «Мы из теста слепим».
Ход НОД:
- Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
-Ребята, какое у вас сегодня настроение?
-Хорошее, радостное, весёлое.
-Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты –мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, отгадайте загадку:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый
А бывает –подгорелый
Без него плохой обед.
Отгадали? Это
-Хлеб.
-Правильно, садитесь, сегодня мы будем говорить о хлебе.
Звучит музыка, появляется мальчик. Он идёт и бросает хлеб. Воспитатель поднимает.
-Мальчик, как тебя зовут?
-Саша
-Саша, ты зачем бросил хлеб? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие.
-Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне не нужен. Вот я его и выбросил.
-Как тебе, Саша, не стыдно? Хлеб –это самый дорогой продукт питания и он очень трудно достается.
-Что? Хлеб трудно достается? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и никакой трудности.
-Ты, Саша не прав и многого не знаешь, оказывается. Ребята расскажем Саше о хлебе? (Да)
Саша, тогда оставайся с нами, внимательно смотри и слушай.
Воспитатель: Лишь только оттаивает снег и просыхает земля в поле выходят трактора (показ иллюстрации и звук трактора) и вспахивают землю.
Ребята, как называется профессия человека, который управляет трактором? (Трактором, управляет тракторист (Показ иллюстрации)
Воспитатель: Чтобы вспахать поле нам потребуется много тракторов. Предлагаю вам занять места за столом и сделать трактор из веревочек.
(Работа с коврографами «МиниЛарчик»)
Воспитатель: А теперь пойдемте, посмотрим как трактора вспахали землю.
(На столе расположен контейнер с землей). Ребята, какая стала земля на ощупь? (Мягкая, рыхлая)
Можно начинать сеять.
(На столе подносы с семенами)
Ребята, что лежит на подносах? (Семена)
Что нам нужно сделать, чтобы эти семена выросли? (Нужно посадить их в землю). Предлагаю вам заняться посадкой семян, сначала сделаем бороздки, берем по зёрнышку и сажаем. (Дети сажают семена)
А что необходимо для роста семян? (Семена нужно полить)
Посадили, полили, а теперь накроем материалом, чтобы влага не испарялась и поставим в светлое место, на окно.
Ребята, давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли.
Физкультминутка «В землю зернышко попало»
В землю зёрнышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И расточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянутся)
И красавцем обернулся (кружатся)
(Садятся)
Воспитатель: Ну вот и появились первые всходы. (показ) Ребята, а как вы думаете сколько должно пройти времени, чтобы семена проросли? (ответы детей) Наши семена росли 10 дней. Потом всходы вырастут на солнце и превратятся в спелые колосья (показ иллюстрации). Из каждого зернышка появляется колосок.
С утра до ночи люди работают в горячую пору уборки урожая. В поле выходят, комбайны, скашивают колоски (показ иллюстрации).
Ребята, как называется профессия человека, который управляет комбайном (Комбайном, управляет комбайнёр (показ иллюстрации)
Комбайны собирают колосья и вымолачивают из них зерна. Эти зёрна высыпают в грузовые машины, которые везут зерно на элеватор (показ иллюстрации)
Что такое элеватор? (Элеватор это специальное помещение для хранения зерна)
Ребята, а что нужно сделать с зерном, чтобы получить муку? (Зерно везут на мельницу и там его надо помолоть)
Верно, зерно на мельнице превращается в муку. А потом куда мука попадает? (в магазин, в пекарню, на хлебзавод)
Воспитатель: Правильно. На хлебзаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, воду, сахар, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано (показ, заранее приготовленного теста) и пришла пора выложить его на протвень и ставить в печь. Ребята, как называется профессия человека, который печет хлеб? (пекарь)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих пекарей, но прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши руки, протрем их влажными салфетками. Для чего мы это делаем?
(так как на руках могут быть микробы, при работе с продуктами нужно соблюдать чистоту, надеваем фартуки и головные уборы.
Занимаем места за столами, перед работой разомнем наши пальцы:
Мы из теста слепим (хлопают)
Пирожки и плюшки
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи (поочередно загибают пальцы)
Всё мы испечем в печи. (сжимаем и разжимаем пальцы)
Ребята давайте свами потрогаем тесто, какое оно на ощупь? (тесто мягкое)
Предлагаю вам слепить булочки. Берём кусочек теста, катаем из него шар, слегка приплющиваем.
Укладываем на протвень. А испекут наши булочки на кухне в печи. А мы пока вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
-Хлеб-всему голова
-Без хлеба нет обеда
-Хочешь есть калачи-не сиди на печи
-Хлеб- батюшка, вода-матушка
-Хлеб да вода-богатырская еда.
-Хлеба ни куска- и в горле тоска.
Воспитатель: какие вы молодцы, как много вы знаете пословиц о хлебе.
Сегодня мы вспомнили, что у хлеба не легкая дорога к нашему столу. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку хлеба. Работа эта трудная, тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться с уважением. Его нужно обязательно доедать. Люди говорят «Оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь здоровье и силу»
-Саша, ты понял как нужно относиться к хлебу?
-Да, я понял к хлебу нужно относиться бережно, съедать весь до конца и хлеб нельзя выбрасывать.
-Правильно, а ребята что интересного сегодня узнали, чем мы занимались? (ответы детей)
А вот и наши булочки готовы, посмотрите какие они румяные, потом мы ими угостимся.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167»
Ленинского района г. Саратова
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МДОУ
«Детский сад
комбинированного вида №167»
___ И. А. Макарчева
Приказ № ___ от___ 2018г.
Конспект НОД
по социально-коммуникативному развитию
(трудовое воспитание)
«От зёрнышка до булочки»
в старшей группе для детей с ТНР
«Рябинка»
Воспитатель: Шевченко Ю. Э.
Саратов 2019